20 апреля со стартовой площадки Starbase в Техасе стартовала ракета-носитель Starship. Вместо полуторачасового полёта обе ступени взорвались спустя четыре минуты после запуска. Однако представители SpaceX и NASA уверяют, что ничего страшного не произошло.
Что случилось?
Отрыв от стартового стола случился в 16:33 по московскому времени. Из 33 метан-кислородных двигателей первой ступени (она называется Super Heavy) заработали только 30, ещё два время от времени выключались.
Через 2 минуты 49 секунд после старта вторая ступень (Starship) должна была отделиться от первой и запустить собственные шесть двигателей. Этого не произошло: ракета начала неконтролируемо вращаться, и в 3 минуты 59 секунд произошёл взрыв обеих ступеней. За это время ракета успела подняться на высоту 39 км.
[embedded content]
Ракета взорвалась по команде из Центра управления полётами. Такая опция закладывается на случай падения конструкции: уничтожив её в воздухе, можно минимизировать разрушения на земле.
Тем не менее сотрудники SpaceX встретили взрыв бурными овациями, это было хорошо слышно в трансляции запуска.
Что предполагалось в плане миссии?
Сверхтяжёлая ракета-носитель Starship (так называется не только вторая ступень, но и вся ракета в сборе) отправлялась в свой дебютный полёт в полной комплектации. Прежде SpaceX проводила испытания лишь отдельных компонентов.
Планировалось, что весь полёт займёт 90 минут. Super Heavy должна была отделиться от второй ступени, развернуться и приводниться в Мексиканском заливе. А перед Starship стояла задача отправиться в суборбитальный полёт, разогнавшись до 28 160 км/ч и поднявшись на 233 километра. Приводнение второй ступени ожидалось рядом с Гавайскими островами.
Хотя обе ступени Starship спроектированы как полностью возвращаемые, в рамках этого испытания отработка такой функции не планировалась.
Так почему все радуются взрыву?
Как заявил во время трансляции главный инженер SpaceX Джон Инспрукер, основная цель запуска — сбор данных. И хорошо, добавил он, что удалось «расчистить [стартовую] площадку» для следующих полётов. После взрыва SpaceX назвала инцидент «быстрым и внеплановым демонтажом».
Ракета столь большой грузоподъёмности (120-метровый Starship способен нести до 150 тонн нагрузки), да ещё и с возможностью возврата ступеней, — сложный механизм. SpaceX пытается решить проблему, которая стоит за пределами достижений космической отрасли. Поэтому взрыв Starship не стоит сравнивать со взрывом давно используемой ракеты-носителя.
Тот факт, что ракете из двух ступеней с первой попытки удалось взлететь и подняться на 39 км, — уже достижение. Особенно если ознакомиться с историей тестирования прототипов Starship и Super Heavy: они взрывались куда чаще.
Стратегия компании Илона Маска — делать как можно больше тестовых запусков и «набивать шишки в процессе». Такое поведение можно сравнить со стартапом из Кремниевой долины, который спешит выпустить минимально жизнеспособный продукт, затем исправляет проблемы в процессе развития. SpaceX может себе позволить неудачи, а финансируемая из бюджета NASA — нет. Поэтому последней приходится перестраховываться, стараясь минимизировать отказы.