19.04.2024

Говорит и не показывает. Почему у подкастов миллионы слушателей

Девушка во время аудиозаписи

Ольга Распопова. Сегодня отмечается Международный день радиолюбителя. Кого так можно назвать в современном мире? Наверное, подкастеров. Почему все больше поклонников у этого относительно нового аудиоформата, как он отбирает слушателей у FM-станций и что советуют почитать знатоки лучших литературных проектов жанра, — в материале РИА Новости.

Больше чем радио

«Подкасты для радио — это примерно как YouTube для телевидения», — говорит Юлия Гадас, автор телеграм-канала «Штош, подкасты».

И действительно: можно вернуться к записи, когда хочешь, новые выпуски загружаются сами, а спикеры без стеснения обсуждают все подряд — от книжных новинок и мифов о коронавирусе до интимных проблем и редких моделей танков Второй мировой. Похоже на шведский стол, где точно найдешь что-то вкусное — в отличие от составленной кем-то программы по телевизору или радио.

"Подкасты — способ создать себе свою маленькую вселенную, только в наушниках. Сейчас, когда мы оказались взаперти, для многих это стало спасением", — объясняет основательница студии подкастов "Либо/Либо" Лика Кремер.

Аудитория постепенно перемещается туда, где выбор больше. Так, по данным исследования, каждый четвертый пользователь интернета в России слушает подкасты раз в месяц и чаще. В Москве этот показатель выше, чем в регионах, — 42 процента против 23-27 процентов.

Хотя у нас рынок пока только развивается и удачным считается проект, собирающий от 50 тысяч прослушиваний. Кремер объясняет: в нашей культуре радио меньше разговорных передач и аудиорепортажей, и люди к такому контенту не привыкли.

Бренды и тренды

Подкасты проще и дешевле в производстве, чем видео: не нужно ни красивой картинки, ни отдельной студии. Хотя многие советуют хотя бы повесить на стену одеяло: не для красоты, а чтобы поглощало при записи лишние шумы.

Возможно, поэтому аудиоформат подходит для экспериментов. Так, американец Скотт Элчисон читает самые скучные тексты — пользовательские соглашения. И люди его слушают: отличное средство от бессонницы. А Spotify, который называют «Netflix в мире аудиоконтента», недавно представил подкаст специально для собак, остающихся дома в одиночестве.

Страхи/ОшибкиПодкаст «Страхи/Ошибки»: как пережить изоляцию и не подорвать здоровье13 апреля, 12:00

Во время карантина, по словам Кремер, ее коллеги по студии записывают некоторые выпуски из дома, а темы выбирают из того, что актуально сейчас. К примеру, работа на удаленке или тревожные расстройства.

В прошлом месяце у РИА Новости, отмечает руководитель Центра исследования и изучения аудитории новостных медиа МИА «Россия сегодня» Анна Рудицер, чаще всего слушали эпизод «Страх заразиться от предметов, денег, поверхностей» подкаста «Страхи/Ошибки» и серию «Нефтяной заговор США, Рошаль про чеснок, иск от Шварценеггера» проекта «Не верю!». Еще популярны подкасты «Как вы это делаете» заместителя главного редактора агентства Натальи Лосевой.

Растет интерес и к развлекательному контенту, например аудиосериалам. Это отметили в российском сервисе аудиоподкастов SoundStream. В апреле-мае эксперты компании ждут новый прирост слушателей. «Аудитория просто начнет уставать от экранов», — говорит директор по маркетингу Анна Мусатова.

Действительно, известно, что уже сейчас 80 процентов пользователей дослушивают подкасты до конца, хотя передача длится 20-60 минут. Для таких досмотров визуального контента нужно придумать что-то очень удивительное.

О литературе и не только

О книгах на FM-волнах рассуждают нечасто, зато русскоязычных подкастов для любителей почитать немало.

«Заговор классиков» создает монументальное полотно русских писателей и поэтов.

Подкаст «Заговор классиков»»Заговор классиков». Радищев. Бунтовщик хуже Пугачева15 апреля, 14:00

В «Ковен дур» четыре писательницы обсуждают окололитературные темы «в режиме литературного стендапа». Им близок Fabula rasa Яны Семешкиной — интеллигентные беседы об искусстве и творчестве «длиной в чашку кофе».

Тем, кто работает над собственной книгой, стоит послушать «Писательский кофе», а еще «Хороший текст» от одноименной школы литературного мастерства и книжного приложения Bookmate.

Любителей поэзии наверняка заинтересует проект книжного журналиста Льва Оборина «Между строк». Хорошую научную фантастику посоветуют в «Худо не было«, а гендерная повестка на первом плане в «Кроме шуток» фем-издательства No kidding press.

Для тех, кто хочет быть в курсе не только книжных, но и киноновинок, подойдет «Партнерский материал».

Наконец, о книгах для детей и подростков рассказывают в проекте Arzamas «Экспекто патронум», независимом «Мам, почитай!» и «Само за себя» от издательств «Розовый жираф» и «Самокат».

Поделиться ссылкой: