20.04.2021

Электронный датчик теперь даже в лыжах. Зачем?

Удивительно, но электроника пришла даже в такую консервативную область, как горные лыжи. Компания HEAD, производитель горнолыжной амуниции, оснастила свежие модели системой EMC — специальной конструкцией из электроники, пьезоэлементов и графена. Рассказываем, зачем это нужно и как работает.

Электронный датчик теперь даже в лыжах. Зачем?

Зачем горным лыжам электроника?

Казалось бы, какой смысл выдумывать что-то в горнолыжном спорте? Катайся в горах, наслаждайся видами, к чему ещё электронные фишки? На самом деле не всё так просто. Когда райдер летит со склона, он нередко развивает скорость в 100 км/ч и выше. Обычно это происходит на жёстком спрессованном снегу. Из-за этого лыжи вибрируют и норовят нырнуть в сторону. Спортсмену приходится всеми силами контролировать снаряд, чтобы не упасть — на таких скоростях это опасно.

[embedded content]

Система EMC значительно гасит вибрации, что делает ход лыж более плавным и стабильным — ими так проще управлять. Представьте, будто вам в автомобиле собрали подвеску — а вы всю жизнь ездили с расхлябанной, не зная об этом. К тому же ноги райдера меньше забиваются, потому что ему не приходится держаться в постоянном напряжении. Можно кататься больше, не боясь устать.

Электронный датчик теперь даже в лыжах. Зачем?

Второе преимущество — обычно производители лыж, пытаясь погасить вибрации, используют толстые слои металла и внушительный деревянный сердечник. Это приводит к повышенной жёсткости лыж. Они получаются тяжёлые, а значит, на их управление надо больше усилий. EMC же позволяет гасить вибрации за счёт электроники, а не конструкции. Благодаря этому лыжи с EMC мягче, с ними удобнее держать ход и поворачивать.

Как это работает?

Сама система устроена довольно просто. В хвосте и носу лыжи размещены двойные замкнутые конструкции, состоящие из керамических пьезоэлементов, резисторов, проводников и контроллеров. За счет этой системы вырабатывается электрический импульс, который гасит вибрации носка и пятки лыж, возникающие при движении. Поскольку пьезоэлементы совместно с проводящими контурами располагаются в обеих частях лыж, EMC контролирует вибрацию во всех зонах, а не только в одной. За счет этого удаётся повысить плавность хода. Наглядная иллюстрация расположения элементов:

Электронный датчик теперь даже в лыжах. Зачем?

Как именно электрический импульс попадает в лыжу? Стоит заметить, что во время катания лыжник вырабатывает значительное количество кинетической энергии — за счет постоянного трения лыжи о снег. Кинетическую энергию собирают пластины пьезоэлементов, после чего преобразуют в электрическую.

Затем импульс продолжает шествие по графено-карбоновому проводящему контуру, который соединён с резистором. Именно он и успокаивает вибрацию. Благодаря этому ход лыж становится более плавным, повышается стабильность их ведения, как итог — кататься становится проще.

Где стоит такая технология?

Электронный датчик теперь даже в лыжах. Зачем?

Во всех моделях линеек Supershape и Premium, а также в спортивных версиях, которые используются профессиональными райдерами. Поскольку это в большинстве случаев флагманские модели, то стоят они дорого. Но есть пара доступных вариантов — Supershape e-Titan и Supershape e-Rally. Обе модели универсальные, с хорошей динамикой и подходят для прогрессирующего катания. Узнать больще о продукции HEAD можно тут.

Новые наработки появляются даже в лыжах. Благодаря этому катание становится всё более комфортным и удобным. А как вы думаете, таким консервативным областям нужны технологические прорывы?

Узнать больше о лыжах HEAD

Поделиться ссылкой: