18.04.2024

Как космос повлиял на моду и наоборот

Стюардесса Braniff Airlines в униформе

Ольга Распопова. Как будет выглядеть экипировка будущих колонизаторов Марса, зачем в далекие галактики дизайнеры сначала предлагали отправляться в мини-юбке и почему грезы о полетах к звездам стали признаком тревожных перемен — в материале РИА Новости, приуроченном ко Дню космонавтики.

Маска вместо скафандра

"Год обещает стать межгалактическим: мы ожидаем четыре полета на Марс, тестирование ракеты SpaceX и новое поколение пилотируемых космических кораблей" — так начинался прогноз на 2020-й от авторитетной платформы Lyst, предсказывающей модные тренды.

На подиумах эксперты ожидали увидеть «голографические ткани, фасоны потустороннего мира и верхнюю одежду в стиле скафандров». Что ж, почти угадали: по всему миру действительно экипировались — только в костюмы бактериологической защиты.

И вместо освоения межгалактических далей все силы теперь брошены на борьбу с врагом-коронавирусом, которого надо рассматривать не в телескоп, а в микроскоп. Кажется, пришлось отложить мечты о полетах к звездам — хотя одежду для них создают уже больше полувека.

Мини-юбка, ботфорты и платье-кольчуга

Первые образы для космических странствий создавали еще в 1960-х: правда, сейчас понятно, что отправиться во всем этом можно только в ближайший клуб на вечеринку. Запуски спутников, полет человека в космос и высадка на Луну — благодаря этим событиям в моде, всегда чутко реагирующей на любые изменения, возникло направление Space Age.

"Это был такой оптимистический футуризм: все верили в светлое будущее, которое можно приблизить с помощью новых технологий, научных открытий", — говорит модный журналист и автор телеграм-канала Front Fashion Ольга Михайловская.

А раз города на Марсе и поселения на Венере — дело пары десятилетий, значит, пора всерьез готовиться к межпланетной экспедиции.

Одним из первых вызов принял Андре Курреж — архитектор по образованию, во время войны он был пилотом. В 1964 году модельер представил коллекцию одежды будущего. Вместо прежних приталенных силуэтов — прямые, традиционных натуральных тканей — пластик, силикон, неопрен (модницам тех лет они казались чем-то неземным).

Курреж решил, что в будущее нужно идти широким шагом — и серьезно укоротил юбку. «Хотя принято считать, что появление мини связано с британкой Мэри Куант, Франция по-прежнему оставалась мировой столицей высокой моды», — указывает историк моды Елена Елисеева.

Пьер Карден развил идеи коллеги, предложив для путешествий по галактике платья-трапеции ярких цветов, гольфы-ботфорты из лакированной кожи, высокие перчатки. Усилия дизайнера оценили: вскоре его пригласили в NASA создавать эскизы космической униформы.

Обложку Harper’s Bazaar украсила модель в настоящем космическом скафандре (шлем, правда, пришлось экстренно делать из картона — оригинал не достали), символизируя образ новой женщины, которой покоряются любые высоты.

Космонавт-киборг и страх перед внеземным

Однако к концу 60-х воодушевление прошло: «Из космоса всех потянуло назад к природе — началась эпоха хиппи», — комментирует Михайловская. Второе масштабное пришествие Space Age в моду случилось с первыми серьезными успехами в разработке искусственного интеллекта и робототехнике, в неспокойные 90-е.

Тьерри Мюглер придумал комбинезон женщины-андроида, объединив традиции парижской Haute Couture с атмосферой космической одиссеи. Александр Маккуин создал для Givenchy трико с микросхемой. Иссей Мияке разработал платье в виде летающей тарелки.

Однако все это объединяла уже не безудержная вера в прогресс, а острое чувство тревоги перед приближением миллениума. Что, если не мы отправимся колонизировать далекие планеты, а, напротив, — захватят нас?

Неприметный космический путешественник

«Мы вступаем в новую, коммерческую космическую эру. Когда можно купить билет и совершить полет на орбиту или еще дальше. Но дизайнеры еще только начинают обдумывать, какая одежда потребуется для этой новой индустрии и ее клиентов» — так начинается книга Барбары Брауни «Космические одежды», которая выходит в издательстве НЛО.

Когда Илон Маск, Джефф Безос и Ричард Брэнсон заявили, что не за горами эра частных полетов к звездам, казалось, забрезжила новая надежда. Как-никак человечество за 60 лет совершило огромный скачок — должны же мы наконец добраться до Марса. Ну или хотя бы вернуться на Луну.

Воодушевились и бренды, прежде не выказывавшие симпатий астронавтам: Carolina Herrera, Dior, Mulberry. На дефиле Chanel осень-зима — 2017 в центре зала даже пыхтела настоящая ракета.

Современная «космическая мода» — это уже не невероятный дизайн и кричащая сексуальность, а скорее инновации и высокие технологии. Ведь если и полетят на Красную планету, то вряд ли в лакированных ботфортах и расшитых стразами трико — уж лучше в кроссовках со встроенным GPS-навигатором, футболке, вырабатывающей витамин Е, или куртке со вшитым компьютером (кстати, все перечисленное — уже реальность).

И выглядеть гардероб космического путешественника будет очень скромно: примерно как созданные в 2016 году Йоджи Ямамото и adidas неприметные смарт-костюмы, которые предназначались как раз для межпланетных экспедиций.

Но есть и «темная сторона Луны». Интерес к космосу повышался в период масштабных политических кризисов и очередной поляризации мира: то в разгар холодной войны 1960-х, то после развала СССР в 1990-х, то из-за Brexit и усиления националистических настроений в 2010-х…

Видимо, так выражается бессознательное коллективное желание убежать от гнетущей обстановки этого мира в другой спокойный уголок — где-то далеко в бесконечной Вселенной.

Поделиться ссылкой: