16.10.2021

Обзор AMD Radeon RX 6700 XT: король среднего сегмента или идеальный майнер?

Что важно для игровой видеокарты сейчас? Она должна свободно продаваться, но при этом оставаться не особо привлекательной для майнеров. AMD представила свежую модель, обещает разумную цену, но что у новинки с быстродействием?

0003-DEN_6242

Как заявляет производитель, Radeon 6700 XT — лучший выбор для разрешения WQHD (1440p). Видеокарта позиционируется как конкурент RTX 3060 Ti и RTX 3070, занимая промежуточное положение между ними по цене. Технические характеристики соответствующие: 40 исполнительных блоков (как у прошлогодней 5700 XT), 12 ГБ видеопамяти, полный набор современных технологий. Что из этого получилось и как новинка работает в играх? Разберёмся чуть позже, а пока кратко рассмотрим современную архитектуру GPU в решениях AMD.

Как устроена RDNA 2

Видеокарты Radeon 6000-й серии основаны на архитектуре AMD RDNA второго поколения. Аналогичная наработка, правда с некоторыми нюансами, используется в GPU Xbox Series X и PS5. Ключевое отличие от RX 5000 — аппаратное ускорение трассировки лучей. Его реализация отличается от RT-ядер в NVIDIA, поэтому просто сравнивать число вычислительных блоков бессмысленно. Но встроенный рейтрейсинг отнюдь не самое важное приобретение RDNA 2.

Перед инженерами AMD стояла амбициозная задача: за два поколения видеокарт догнать или даже перегнать продукцию NVIDIA, лидирующую сейчас на рынке. Производительность RX 5000 на фоне RTX 2000 вызывала скептицизм у ПК-геймеров. Конечно, новые Radeon были гораздо мощнее и доступнее предыдущих. Но не могли состязаться с топовыми карточками «зелёных», ведь своего суперфлагмана у «красных» попросту не было. А с появлением 30-й серии надежды на реванш казались призрачными.

И всё же случилось маленькое чудо.

0010-DEN_6265

Инженеры, проектирующие RDNA 2, активно обменивались опытом с разработчиками процессоров AMD Ryzen и использовали их решения, чтобы оптимизировать энергопотребление вычислительных блоков. Внедрение многоточечного контроля напряжений и температур в чип позволило улучшить управление питанием. Актуальные GPU трудятся при меньшем напряжении и на более высоких частотах. А значит, меньше греются и лучше разгоняются, причём делают это автоматически. Одно лишь это изменение позволило отвоевать почти 17% производительности на каждый ватт.

Внутреннее устройство графического конвейера тоже сильно изменили. Для этого проанализировали, какую нагрузку генерируют современные игровые движки, определили «бутылочные горлышки» и расшили их. Доработали блоки растеризации, оптимизировали быстродействие геометрической составляющей и улучшили взаимодействие с HDR-текстурами, занимающими больший объём памяти, чем классические. Всё это дало 21-процентный прирост мощности, если сравнивать с прошлой архитектурой.

0007-DEN_6252

Третья составляющая столь заметного рывка в производительности — апгрейд дизайна базовых элементов GPU, то есть транзисторов и их соединений между собой. Здесь также пригодились наработки CPU Ryzen. Вдобавок производство перенесли на самый современный техпроцесс, доступный на фабрике TSMC: 7 нм второго поколения. Как итог, плюс 16% производительности на ватт за счёт внутренней оптимизации структуры графического процессора.

Суммарно получился внушительный прирост — новые карты работают на 54% шустрее, зато тепловыделение осталось тем же.

Мы затронули только улучшения вычислительной части GPU, а ведь есть ещё один немаловажный момент: работа с видеопамятью. Тут инженеры «красных» сотворили настоящее чудо — систему AMD Infinity cache. Взяли кэш-память от серверного процессора AMD EPYC, оптимизировали её для хранения графической информации и внедрили до 128 МБ этого кэша в свой GPU. Скорость взаимодействия с такой «прослойкой» вчетверо быстрее, чем подключение к обычной GDDR6 по 256-битной шине.

0008-DEN_6257

Это позволило упростить разводку по плате и удешевить производство видеокарт. Для игр такая рокировка работает отлично: не зря же подобный трюк с кэш-памятью графического процессора применяла Microsoft в Xbox 360 и Xbox One и One S. Обе приставки по части железа уступали аналогам Sony, однако выдавали сравнимую картинку.

А вот с блоками трассировки лучей всё неоднозначно.

Хорошие новости: они появились в «радеонах». Плохие новости: NVIDIA за это время выкатила вторую версию RT-ядер, которая заметно мощнее первой. Так что AMD ещё предстоит навёрстывать упущенное. Реализация трассировки у «красных» несколько отличается от таковой у «зелёных» — используется один ускоритель лучей на вычислительный блок, определяющий 4 пересечения за такт. Но у AMD нет AI-блока, отвечающего за интеллектуальное сглаживание и обработку шумов от недостаточного количества трассированных лучей. Этим занимаются обычные шейдерные процессоры.

Radeon RX 6700 XT — король среднего сегмента?

Новинка AMD нацелена на игроков с WQHD-мониторами. Инженеры не стали изобретать велосипед и просто отрезали примерно четверть или треть от RX 6800. Было 60 вычислительных блоков и трассировщиков — стало 40. Было 16 ГБ видеопамяти на 256-битной шине — стало 12 ГБ на 192-битной. И так во всём. На бумаге производительность снизилась на 30%. Но мы не учитываем важный момент: если на кристалле GPU появились неактивные участки так называемого тёмного кремния, то они не выделяют тепла при работе. Следовательно, графическое ядро способно покорять более высокие частоты без риска перегрева.

Обзор AMD Radeon RX 6700 XT

Технические характеристики Radeon RX 6700 XT

GPU
AMD Navi 22
Микроархитектура
RDNA 2
Техпроцесс
TSMC 7 нм второго поколения
Размеры кристалла
336 мм2
17,2 млрд транзисторов
Конфигурация ядра
40 вычислительных блоков по 64 шейдерных процессора (2560 всего)
40 блоков трассировки лучей
160 блоков выборки текстур
64 блока растеризации
Конфигурация памяти
12 ГБ GDDR6 @ 192 бит
96 Мб кэш-памяти Infinity Cache
суммарная пропускная способность — до 348 ГБ/с
Производительность и тепловыделение
13,3 ТФЛОПС FP32
26,6 ТФЛОС FP16
TDP 230 Вт
Подключение и питание
PCI-E 4.0 x 16
8+6 PIN ATX12v

Тестировать видеокарту будем в целевом разрешении 2560×1440 точек. Железо для демостенда, влияющее на быстродействие, мы выбрали под стать уровню видеокарты — так можно оценить производительность в условиях, приближенных к реальным.

Конфигурация демостенда

Процессор
AMD Ryzen 5 5600XT
6 ядер, 12 потоков @ 3,7 — 4,6 ГГц
Оперативная память
2 x 8 ГБ DDR4 @ 3600 МГц
Материнская плата
Gigabyte X570 AORUS Xtreme
Накопитель
2ТБ PCIe 3.0 NVMe SSD Samsung 970 Evo
Блок питания
AeroCool 750W Bronze

Конечно, едва ли кто-то из геймеров будет ставить процессор за 25 тысяч рублей в материнку, которая вдвое дороже, — но платы на B550 под рукой не было. Да и на результаты теста такая замена не должна повлиять. В остальном конфигурация получилась сбалансированной. Железо с поддержкой PCIe 4.0 и функции AMD Smart Access Memory (позволяет процессору обращаться ко всей памяти GPU, а не передавать данные фрагментами по 64 МБ) не создаст «бутылочных горлышек» для видеокарты. В качестве прямого конкурента взяли RTX 3060 Ti, а ещё добавили прошлогодние RX 5700 XT и RTX 2080 Super — чтобы на их примере увидеть, как выросла производительность новинок относительно паст-гена.

Результаты тестирования, WQHD

Обзор AMD Radeon RX 6700 XT

Все игры, выбранные для теста, запускали в разрешении 1440p — это оптимальный сценарий использования видеокарты такого класса. Фреймрейт в большинстве хитов соответствовал таковому у RTX 3060 Ti. Там, где карточке NVIDIA не хватало пропускной способности или объёма памяти, модель AMD вырывалась вперёд. В остальных случаях сохранялся паритет. Что касается производительности с рейтрейсингом… У RTX 20-й серии лучи тоже обрушивали частоту кадров до консольных 30 fps — но там хотя бы трудились нейросети, способные компенсировать критичные просадки фреймрейта в самых нагруженных сценах. Да и апдейты драйверов и алгоритмов DLSS со временем улучшили ситуацию.

Не стоит забывать и про возможность разгона, причём в AMD эта фишка заложена в драйвер.

Открываем панель управления видеокартой и выбираем увеличение производительность ядра или памяти, либо снижаем энергопотребление. Автоматическое определение максимально возможных частот действует отлично. Зачастую попытка выжать даже пару-тройку дополнительных мегагерц оборачивается нестабильной работой GPU. То есть софт Radeon Adrenalin прекрасно умеет выжимать все соки из видеокарты сам.

Обзор AMD Radeon RX 6700 XT

По сути, ручной режим нужен для одного сценария — разгона не какого-то одного элемента системы, а всех разом. Он позволяет выставить автоматически определённые значения максимальных частот для GPU и памяти одновременно с андервольтингом. Велика вероятность, что видеокарта осилит такой разгон и будет не только работать быстрее, но и чуть холоднее.

RX 6700 XT и майнинг

С играми разобрались, теперь надо понять, не разберут ли новинку злосчастные майнеры, превратившие рынок игрового железа в постапокалиптические пустоши. AMD не стала встраивать в видеокарту специальную глушилку, как у свежей RTX 3060. Вместо этого компания отделалась туманным заявлением: мол, RX 6700 XT хорошо подходит для игр и не очень годится для майнинга. Что ж, проверим смелое утверждение на практике.

RX 6700 XT способна добывать криптовалюту часами и не подвержена искусственному замедлению.

Etherium — самая популярная крипта, которую добывают видеокартами. Она защищена от «оптимизации» и появления специализированных ASIC-майнеров космическим потреблением памяти. Отсюда и высокие требования к её объёму и пропускной способности. Если с первым у RX 6700 XT полный порядок (12 ГБ на борту), то вот 192-битная шина явно становится узким местом при добыче эфира.

Обзор AMD Radeon RX 6700 XT

Видеокарта выдаёт около 43,5 мегахэша в секунду. Для сравнения, прошлогодняя RX 5700 XT при тех же 40 вычислительных блоках и 2560 ядрах, но с 8 ГБ памяти обеспечивает около 50-55 мегахэшей. То есть майнить на новинке можно, но вот окупаемость мероприятия под вопросом. Учитывая соотношение производительности к потребляемой энергии при немалой рекомендуемой цене на RX 6700 XT, можно предположить, что широким спросом у майнеров она пользоваться не будет.

Ждём завоз в магазины?

У AMD действительно получилось сделать неплохую видеокарту для среднего сегмента. Если не выкручивать все настройки на максимум и забыть про существование рейтрейсинга, RX 6700 XT отлично справляется с любыми актуальными играми в Full HD или 1440р. И это с учётом сырости драйверов! А ведь позже появится и «красный» аналог DLSS — технология, уменьшающая нагрузку на вычислительные блоки и снижающая разрешение отрисовки в тех фрагментах изображения, которые плохо видны геймеру.

Судя по текущим результатам, у AMD получился достойный конкурент NVIDIA RTX 3060 Ti.

Обзор AMD Radeon RX 6700 XT

Остаются неотвеченными два вопроса. Сколько будет стоить новинка у нас? И достаточно ли экземпляров для старта продаж заготовила AMD вместе с партнёрами? Хорошее сочетание этих двух факторов может решить судьбу среднего сегмента игровых ПК. Если RX 6700 XT окажется единственным вариантом для апгрейда за разумные деньги и не понадобится майнерам, то «зелёных» ждут интересные времена.

Подробнее о AMD Radeon RX 6700 XT

Поделиться ссылкой: