16.10.2021

Обзор AMD Radeon RX 6800: красный диплом по геймингу

Миф о превосходстве «зелёных» видеокарт над решениями AMD прочно засел в головах геймеров. Но с выходом серии Radeon RX 6000 он утратил свою актуальность. Новинки не только превосходят соперников в чистой мощи, но и обзавелись одной из их эксклюзивных возможностей. На что способна базовая модель свежей линейки, и по силам ли ей справиться с RTX 3070? Рассказываем в подробном обзоре.

Работа над ошибками

Выход Radeon RX 5700 в 2019-м позволил AMD перетянуть внимание прессы и геймерского сообщества на свою сторону. Архитектура RDNA избавилась от ряда недостатков предшественницы и вдобавок стала более энергоэффективной. Это позволило навязать конкуренцию младшим моделям семейства GeForce RTX, козырем которых оставалась лишь поддержка рейтрейсинга. Впрочем, при выпуске семейства RX 6000 был учтён и этот момент.

Обзор AMD Radeon RX 6800

Видеокарты нового поколения с графическим процессором Big Navi получили все преимущества API DirectX 12, а заодно и долгожданную совместимость с технологией DXR. Подтянули и базовые элементы в составе обновлённой архитектуры, значительно увеличив быстродействие GPU во всех сценариях использования. Всё это позволило «шеститысячным» вдвое обойти предшественниц по производительности.

Эволюция архитектуры

Переход на RDNA 2 не стал таким же революционным, как скачок между GCN и RDNA 1, однако внёс в устройство видеокарт AMD немало полезных изменений. Одним из ключевых улучшений стал кэш L3 (Infinity Cache) рекордного для отрасли объёма — 128 МБ. Он выполняет роль «бустера» для запросов GPU к видеопамяти, обеспечивая контроллерам GDDR6 пропускную способность, сопоставимую с возможностями гораздо более дорогой HBM2.

Обмен данными через новую «прослойку» осуществляется сразу по 16 каналам, что фактически даёт видеокарте 1024-битную шину.

Конечно, в кэш попадают не все запросы, но даже если округлить заявленные AMD цифры, то на деле пропускная способность оказывается вдвое выше, чем при использовании нативного 384-битного решения. Энергопотребление при этом снижается более чем в два раза, что особенно актуально при гейминге в высоких разрешениях.

Не менее значимым нововведением стала поддержка технологии Mesh Shading. Раньше видеокартам приходилось обсчитывать сетку полигонов (mesh) каждого объекта в кадре целиком, и в сложных сценах GPU был загружен на полную. С появлением новой модели задача упростилась — за обработку разных участков сетки отвечают отдельные потоки инструкций. При этом приоритет отдаётся видимым текстурам, а те, что не попадают в кадр, отсекаются на раннем этапе его формирования.

Завезли и функцию шейдинга в текстурном пространстве, или TSS, которая отвязывает пиксели с наложенными на них текстурами от экранных координат. Это экономит ресурсы графического процессора, сохраняя данные о предыдущем кадре за пределами экрана. Повторное использование уже отрисованных текстур снижает нагрузку на видеокарту. Кроме того, функция Sampler Feedback позволяет затенять не отдельные пиксели, а целые текстуры. Если освещение не меняется, это можно делать не в каждом кадре, что также облегчает работу GPU.

Обзор AMD Radeon RX 6800

Ещё один козырь новой архитектуры — поддержка функции Variable Rate Shading (VRS). Она снижает нагрузку на графический адаптер, уменьшая детализацию затенения отдельных блоков кадра, обычно находящихся на периферии зрения или в глубокой тени. Благодаря такому компромиссу картинка практически не теряет в качестве, особенно в динамических сценах, зато цифры на счётчике fps растут.

Кроме того, в моделях на RDNA 2 появилась аппаратная трассировка лучей — теперь уже бывший эксклюзив NVIDIA.

Алгоритм его работы, основанный на расчёте пересечения луча с плоскостью, схож с решением «зелёных», но реализован иначе. Вместо использования выделенных RT-ядер сложные вычисления выполняются на специальных RA-блоках (Ray Accelerators). Это, по заверению вендора, даёт десятикратный прирост производительности по сравнению с программным методом. Оба производителя описывают вычислительную мощность трассировщика разными величинами, поэтому сравнить их эффективность напрямую не выйдет — здесь надо оценивать результаты работы.

Наконец, существует «красная» альтернатива технологии DLSS под названием FidelityFX Super Resolution. Формально это всё тот же суперсэмплинг: картинка рендерится в низком разрешении со сглаживанием, не слишком напрягая GPU, и масштабируется до нативного. Затем к получившемуся кадру добавляются различные постэффекты, после чего он и выводится на экран. Но если NVIDIA делегирует эту задачу выделенным ИИ-ядрам, то видеокарты AMD полагаются на штатные инструменты рендеринга. При этом самой технологии не требуется длительное обучение нейросетей — лишь «галочка» в настройках игры от разработчика и соответствующие вызовы API. То есть внедрять эту штуку будет проще простого.

Что под капотом?

Как и старшая модель линейки, видеокарта построена на базе нового 7-нм графического процессора Navi 21 c перечисленными выше особенностями. Но отсутствие приставки XT наложило некоторые ограничения на базовые характеристики чипа. Из номинальных 80 вычислительных блоков (CU) доступны всего 60 (3840 потоковых процессора). То же касается и блоков Ray Accelerator, отвечающих за трассировку лучей. Количество текстурных блоков, в свою очередь, уменьшилось с 320 до 240, а растровых — с 16 до 12.

Обзор AMD Radeon RX 6800

Впрочем, это стандартная практика для ценового разграничения в рамках одной серии. Мобильная версия RX 6800, к слову, урезана гораздо сильнее. Ей достался менее производительный видеочип Navi 22, оснащённый всего 40 CU. На такие меры производителю пришлось пойти из-за ограничений по тепловому пакету для ноутбуков.

Сильная сторона новинки — целых 16 ГБ видеопамяти GDDR6 с 256-битной шиной. Её номинальная пропускная способность составляет стандартные 512 ГБ/с, но за счёт Infinity Cache она не становится узким местом при отрисовке сложных сцен. Сейчас такой объём можно назвать избыточным даже при наличии 4K-монитора, но с учётом нынешних тенденций лишним запас не будет. Чистой вычислительной мощности видеокарте тоже не занимать. Производительность GPU при расчётах с одинарной точностью (FP32) составляет 16,2 Тфлопс — на уровне GeForce RTX 3060 Ti.

Технические характеристики

GPU
AMD Navi 21 @ 2105 МГц
МИКРОАРХИТЕКТУРА
RDNA 2
ТЕХПРОЦЕСС
TSMC 7 нм второго поколения
519,8 мм2
26,8 млрд транзисторов
КОНФИГУРАЦИЯ ЯДРА
60 вычислительных блоков по 64 шейдерных процессора (3840 всего)
60 блоков трассировки лучей
240 блоков выборки текстур
96 блоков растеризации
КОНФИГУРАЦИЯ ПАМЯТИ
16 ГБ GDDR6 @ 256 бит
128 МБ кеш-памяти Infinity Cache
суммарная пропускная способность — до 512 ГБ/с
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ТЕПЛОВЫДЕЛЕНИЕ
16,2 Тфлопс FP32
32,3 Тфлопс FP16
TDP 250 Вт
ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ПИТАНИЕ
PCI-E 4.0 x 16
8+8 PIN ATX12v

Товар лицом

К нам на обзор попала референсная версия видеокарты с фирменной системой охлаждения. На первый взгляд конструкция выглядит знакомой — массивный «двухслотовый» радиатор и три вентилятора: казалось бы, ничего нового. Но затем взгляд упирается в панель разъёмов без привычной решётки для выхода горячего воздуха. Он выдувается через верхний торец корпуса прямо на материнскую плату — решение не новое, но и не самое практичное, если в корпусе нет хорошей системы вентиляции.

Обзор AMD Radeon RX 6800

Как и у большинства современных моделей, при низкой температуре видеоядра (в нашем случае — 56 °C) вращение вентиляторов останавливается.

Другими словами, при работе с текстом и интернет-сёрфинге новинка остаётся бесшумной. Впрочем, даже под серьёзной нагрузкой кулер классической конструкции выдаёт вполне пристойные 36 дБ в закрытом корпусе. По сравнению с надрывным воем турбиных моделей это практически тишина, а надев наушники, о существовании видеокарты в системнике можно просто забыть.

Базовая тактовая частота GPU составляет 1700 МГц, но авторазгон почти гарантированно будет держать её в районе 2150 МГц в режиме Boost. А если дополнительно пошаманить в драйвере и дать системе самой подобрать пиковые частоты, то можно состричь ещё 5-7% сверху. Наш «подопытный» выжал 2256 МГц, при этом тепловыделение практически не поменялось. При продолжительной нагрузке максимальная температура видеоядра застопорилась на отметке 79 °C. Впрочем, в тесном или плохо продуваемом корпусе она наверняка преодолеет этот рубеж — скажется закрытая конструкция радиатора.

Соперником видеокарты в синтетических и игровых дисциплинах стала NVIDIA GeForce RTX 3070. Несмотря на меньший объём видеопамяти, она тоже представляет собой субфлагманское решение. К тому же соперницы близки по цене — пусть и номинально, с учётом нынешних реалий рынка.

Конфигурация демостенда

ПРОЦЕССОР
AMD Ryzen 9 5900X @ 4,8 ГГц
12 ядер, 24 потока
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
32 ГБ DDR4 @ 3300 МГц
НАКОПИТЕЛЬ
2 ТБ Samsung 970 Evo
PCIe 3.0 x4 NVMe SSD
ВИДЕОКАРТЫ
AMD Radeon RX 6800
NVIDIA GeForce RTX 3070

Результаты тестирования

Первые тесты, как обычно, проводим в бенчмарках. Несмотря на условности измерений, это позволяет оценить фактическую мощность железа без поправок на качество оптимизации очередного восточноевропейского хита. Заодно посмотрим, чего удалось достичь AMD в RTX-сценариях.

Обзор AMD Radeon RX 6800

После нескольких прогонов в «синтетике» преимущество в сырой мощности остаётся за AMD — не считая сцен, использующих аппаратную трассировку лучей. У NVIDIA есть выделенные RT-ядра, разгружающие видеочип, к тому же это улучшенное, второе поколение аппаратных трассировщиков. И никакими программными ухищрениями этот козырь «красным» пока не побить. С другой стороны, мейнстримом RTX-технология ещё не стала, а кадровая частота по-прежнему решает. Особенно в мультиплеере, где все украшательства обычно отключаются в угоду быстродействию.

Обзор AMD Radeon RX 6800

Тестирование игр проводилось в разрешении 1440p, которое в 2021-м впору считать народным. Это золотая середина между устаревшим Full HD и всё ещё недостижимым для большей части геймеров 4K. Уловки вроде DLSS не в счёт: мы тут смотрим на способность железа работать с определённым разрешением, а не на тонкости нейросетевых алгоритмов. Но честный рейтрейсинг мы всё же протестировали — в порядке эксперимента.

Обзор AMD Radeon RX 6800

В игровых задачах история повторилась. Не считая ощутимых просадок при включении DXR, видеокарта AMD практически всегда оказывалась быстрее конкурента. А вот по части рейтрейсинга Radeon RX 6800 уместнее сравнить с GeForce RTX 2060 — лучи поддерживает, но чудес не ждите. С другой стороны, выбор между RTX On и RTX Off в любом случае лучше отсутствия такового. Только эта технология в каждой игре может быть реализована по-своему, и некоторые тайтлы используют эксклюзивные для NVIDIA решения. Так что поддержка трассировки на Radeon не даст вам ничего, пока разработчик не выпустит соответствующий патч.

Обзор AMD Radeon RX 6800

Итоги

Новое поколение видеокарт позволило AMD реализовать амбициозный план по навязыванию конкуренции лидеру индустрии. Модель Radeon RX 6800 выступает в роли прямой альтернативы GeForce RTX 3070. Избавившись от «детских болезней» предшественницы, новинка уверенно выходит вперёд, уступая лишь в сценариях с трассировкой лучей. Впрочем, как и в случае с «зелёными», отчасти решить проблему может функция апскейлинга.

С технической точки зрения RX 6800 — отличный выбор для комфортной игры на высоких настройках. А вот с ценой всё не так радужно. В идеальной вселенной без майнеров, пандемии и дефицита чипов она должна стоить 53 590 рублей — на несколько тысяч дороже, чем прямой конкурент. На практике же модель сложно найти в свободной продаже, при этом просят за неё в среднем втрое больше РРЦ. Стоит ли она этих денег, каждый может решить для себя сам. За ту же сумму нетрудно взять лэптоп с мобильной RX 6800M и спокойно играть несколько лет где угодно.

Узнать больше про RX 6800

Узнать больше про RX 6800M

Поделиться ссылкой: