25.04.2024

Обзор Fezz Audio Mira Ceti 300B: лампа, какой она должна быть

Мир ламповых усилителей сегодня можно сравнить с ботаническим садом. Здесь встречаются экзотические творения, собранные по самым удивительным схемам. Но не таков Fezz Audio Mira Ceti 300B — это воплощение ламповой классики первой половины ХХ века. Самое время взглянуть на новинку поближе.

Обзор Fezz Audio Mira Ceti 300B

Сложность простоты

Однотактный ламповый усилитель на триодах с прямым накалом — с такого прибора и началась история электронного звукоусиления. В 30-е годы ХХ века радиолампы прогрессировали очень быстро. Дополнительные электроды дали возможность повысить рабочие частоты и устойчивость к самовозбуждению, а двухтактные усилительные каскады обеспечили больший коэффициент усиления. Но техническая эволюция дала и бонусный эффект.

Дело в том, что однотактные триодные схемы, работающие в чистом классе А, по звучанию могут похвастать массой преимуществ. Во-первых, они обеспечивают кратчайший путь сигнала с минимальным количеством компонентов на его пути. Во-вторых, чётные гармоники здесь присутствуют в заметно большем количестве, чем в звуке аппаратов, построенных по двухтактной схеме. А на слух, как известно, они воспринимаются более комфортно, нежели нечётные, добавляющие диссонанс. Собственно, естественное соотношение чётных и нечётных гармоник в спектре сигнала и порождает тот самый «тёплый ламповый звук».

Обзор Fezz Audio Mira Ceti 300B

Ещё один приятный момент — не надо подбирать пары ламп с максимально близкими параметрами, ведь на выходе каждого канала усиления работает только один активный элемент. 

Сила тороида

У аудиофилов бренд Fezz Audio на особом счету, ведь он основан на базе компании Toroidy, известной производством высококлассных трансформаторов — и выходных, и питающих. Так что вопрос с самой проблемной деталью ламповых усилителей у Fezz Audio решён чётко. Как несложно догадаться, трансформаторы польские инженеры предпочитают тороидальные. Их основные преимущества — в небольшом уровне магнитного рассеяния (то есть хорошей помехозащищённости), в меньших размерах и массе на единицу мощности, а также в возможности работы с большими токами при меньших сопротивлениях обмоток.

Обзор Fezz Audio Mira Ceti 300B

Последний пункт особенно важен, поскольку даёт лучшую звуковую динамику. Однако пристроить тороид на выход однотактного усилителя не так-то просто. Тонкость в том, что через первичную обмотку течёт постоянный ток, и чтобы кольцевой сердечник не входил в насыщение, он не должен быть сплошным. Всех своих хитростей сотрудники Fezz Audio не раскрывают, но так или иначе все трансформаторы в Mira Ceti тороидальные. По данным компании, на рынке подобные конструкции можно буквально пересчитать по пальцам.

Звёздная семейка

Mira Ceti — двойная звезда в созвездии Кита. Все усилители Fezz Audio носят космические названия, и чем выше класс аппарата, тем дальше находится объект, в честь которого он назван. У нас на тестах уже успели побывать более близкие к Земле Silver Luna и Titania.

Обзор Fezz Audio Mira Ceti 300B

Внешность модели вызывает приступ ностальгии. Плоский стальной бокс основного корпуса покрыт прочной и приятной на ощупь полуматовой эмалью. Помимо строгого чёрного усилитель может быть окрашен в изящный белый, броский красно-оранжевый или благородный бордовый цвет. За лампами олдскульной формы блестят хромом цилиндры, экранирующие те самые выходные тороидальные трансформаторы.

На полированной фронтальной панели, как и у других моделей серии, всего два барабанчика, зато каждый выточен из монолитной алюминиевой отливки. Один отвечает за переключение источников, а второй за регулировку громкости. Вдобавок ламповые интегральники Fezz Audio поставляются к нам в комплекте с радиочастотным пультом управления и решётчатым боксом, защищающим лампы от повреждений.

Обзор Fezz Audio Mira Ceti 300B

На задней панели — три линейных стереовхода и выходы для колонок импедансом 4 и 8 ом. Они заведены на разные отводы вторичной обмотки выходного трансформатора, а потому потери мощности при подключении акустики с более высоким импедансом не происходит. Отдельный вход предусмотрен для работы Mira Ceti в составе домашнего кинотеатра. Он доставляет сигнал на драйверный каскад усилителя, минуя селектор входов и регулятор громкости.

И ещё одна трогательная деталь: сбоку на корпус наклеен шильдик, где от руки указан серийный номер, а также имена сборщика и тестировщика модели. В фамилиях нужды нет, ведь Fezz Audio — предприятие практически семейное.

Легендарная лампа

Mira Ceti комплектуется радиолампами современного российского производства, выпускаемыми под брендом Electro-harmonix. Предварительный и драйверный каскады построены на двойном триоде 6SN7 (по половинке лампы на каждый), а на выходе трудится без преувеличения культовая лампа 300В. Этот триод прямого накала был создан американской Western Electric в 1938-м для профессиональных целей: её устанавливали в системы звукоусиления коммерческих кинотеатров и авиационные радиопередатчики. Деталь получилась очень надёжной и качественной, хотя и дороговатой для широкого применения.

300В стала лучшим низкочастотным триодом всех времён и народов. Для своего класса она имела очень внушительную мощность при низком уровне нелинейных искажений. Сразу после Второй мировой началась эпоха ламп с большим количеством сеток — пентодов и лучевых тетродов, но это уже другая история.

Обзор Fezz Audio Mira Ceti 300B

Музыкальные деликатесы

Тестировался усилитель в тандеме с акустикой MartinLogan Motion 60XTi. Эти напольные колонки построены на двух 8-дюймовых вуферах, 6,5-дюймовом среднечастотинике и ленточном твитере, который работает по принципу акустического трансформатора. Чувствительность в 94 дБ при импедансе в 4 ома делают их интересным, хотя и необычным вариантом для лампового усиления.

Помимо основной модели, у Mira Ceti имеется модификация, построенная на выходных лампах 2А3. Это тоже прямонакальные триоды, только заметно меньшей мощности. Однако их звуковой почерк не менее интересен, чем у 300В. Достаточно сказать, что 2А3 устанавливали в органы Хаммонда и многие японские High End-усилители 60-х годов. Поэтому для сравнения мы решили послушать и Mira Ceti 2а3.

Обзор Fezz Audio Mira Ceti 300B

Не секрет, что ламповое усиление, тем более рафинированное однотактное, предпочитают в основном поклонники камерного джаза, блюза, изысканного вокала и прочих не перегруженных острой ритмикой жанров. Однако в порядке эксперимента прослушивание началось с альбома Rammstein «Rosenrot». Задача простая — определить, на какой уровень драйва можно рассчитывать с ламповым усилителем паспортной мощностью 8 Вт на канал.

Динамика предсказуемо оказалась немного сглаженной, но вот что интересно: это не повредило восприятию альбома, а лишь сместило акценты. Голос Тилля Линдеманна зазвучал рельефнее и эмоциональнее, полнее проявились бэк-вокалы. При этом ударные и гитары не смазались и не перемешались — в них лишь слегка поубавилось агрессии. Запаса по громкости для комнаты площадью около 25 квадратов было вполне достаточно, и даже басы оказались глубокими — чуть в грудную клетку и не ломились.

Обзор Fezz Audio Mira Ceti 300B

После такого опыта последовал более характерный для новинки репертуар, и уж на нём Mira Ceti раскрылся на всю катушку. Стоило заиграть альбому Мелоди Гардо The Absence, как пространство наполнилось легчайшими струнными обертонами, прозрачным, но отчетливым шорохом щёток по тарелкам и упругими переборами баса. Ну а потом запела сама Мелоди. Каждая интонация и каждая тембральная подробность передавались рельефно и естественно. Возникло ощущение, что такую гармонию и тональную глубину в джазовом вокале может дать только лампа. Кстати, в отличие от 300B, звучание 2А3 оказалось чуть богаче деталями и ярче на высоких нотах, из-за чего основной вокал воспринимался немного сдержаннее. Такой вариант не хуже и не лучше — просто Fezz Audio даёт меломанам шанс точнее адаптировать сетап к любимым жанрам и исполнителям.

Ну а финальным аккордом тестирования стал знаменитый сборник Buena Vista Social Club, запущенный с образа SACD. Представить себе звучание хорошо записанного в DSD материала на усилителе Fezz Audio Mira Ceti очень просто.

Обзор Fezz Audio Mira Ceti 300B

Возьмите все позитивные впечатления из прошлого абзаца и умножьте их на два. Или на три. Сущность хорошего однотактного лампового усилителя как раз в том, что в связке с правильной акустикой и высококлассными записями он способен вызвать настоящую волну эмоций.

Технические характеристики

МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫХОДНАЯ МОЩНОСТЬ
2 х 8 Вт
ДИАПАЗОН ЧАСТОТ (-3 дБ)
20 Гц — 65 кГц
ИМПЕДАНС НАГРУЗКИ
4/8 Ом
НЕЛИНЕЙНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ (THD)
< 0,4%
ЛАМПЫ
2 х 300b, 2 x 6SN7
ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ
115 Вт
МАССА
14 кг
Обзор Fezz Audio Mira Ceti 300B

Итоги

Для настоящего аудиофила Mira Ceti — это праздник, который всегда с тобой. Удивительный натурализм и гармония тембров, по-настоящему открытый звук с очень приличной для лампового однотактника динамикой, да и басы звучат на удивление рельефно и драйвово. Само присутствие такого аппарата в комнате создаёт у слушателей изысканный музыкальный настрой.

Узнать подробнее о Fezz Audio Mira Ceti 300B

Поделиться ссылкой: