28.03.2024

Обзор Fezz Audio Silver Luna Prestige: транзисторный волк в ламповой шкуре

Покупка лампового усилителя — шаг серьёзный. Ведь кроме восторгов по поводу знаменитого звука слышны разговоры о чрезмерной мощности, незатейливом управлении и спартанской коммутации. Впрочем, новинка Fezz Audio способна развеять эти и многие другие предрассудки.

Обзор Fezz Audio Silver Luna Prestige

Прагматичное семейство

Польская компания Fezz Audio появилась несколько лет назад, но уже успела навести шороху на выставках и аудиофильских форумах. Дело в том, что по меркам лампового хай-фая её аппаратура доступна по весьма гуманным ценам при серьёзном качестве звука.

С историей бренда мы уже познакомились в обзоре усилителя для наушников Omega Lupi. Вкратце напомним, что за молодой компанией стоят опытные разработчики самых сложных и ответственных элементов любого лампового аппарата — выходных трансформаторов. Заработав авторитет на снабжении ими фирм уровня Ancient Audio и Mytek, Лех Лачовски и его сыновья решили делать аппаратуру сами. Так и появилась линейка качественных, но сравнительно недорогих усилителей и фонокорректоров. Говоря «недорогих», не будем забывать, что речь всё-таки о ламповой технике, спроектированной и собранной в Европе.

Обзор Fezz Audio Silver Luna Prestige

Элегантный как рояль

Silver Luna — младшая модель в семействе ламповых интегральных усилителей Fezz Audio. Но по внешности она ни в чём не уступает более продвинутым родственникам. Невысокий основной корпус с достоинством несёт шесть радиоламп. Они избавлены от модных в Азии украшений вроде хромированных колечек и светодиодной подсветки, а потому выглядят строго и дорого. Между ними разместились цилиндрический и прямоугольный боксы, скрывающие высококлассные тороидальные трансформаторы — сетевой и два выходных. Такое геометрическое оформление отлично смотрится, а ещё раздельное экранирование заметно повышает соотношение сигнал/шум.

Основные элементы управления представляют собой два монолитных алюминиевых барабанчика: один отвечает за регулировку усиления, а второй за выбор источника. Белоснежный корпус навевает мысли о концертном рояле, и надпись Prestige на серебристом шильдике только усиливает эти ассоциации. Радикальная белизна — сильный дизайнерский ход, однако уместен он далеко не в каждом интерьере. Поэтому Silver Luna также предлагается в чёрном, красном, бордовом и чёрно-белом оформлении. В любом случае корпус покрыт слоем высококачественной, стойкой к царапинам эмали.

Обзор Fezz Audio Silver Luna Prestige

Коммуникабельная особа

Слово Prestige красуется на корпусе Silver Luna не ради пафоса: это знак расширенной функциональности и щедрой комплектации. Аппарат снабжён защитным кожухом, пультом дистанционного управления, альтернативным набором ламп, а также входом для подключения к многоканальному источнику домашнего кинотеатра. Впрочем, обо всём по порядку.

Ламповые усилители — системы чисто аналоговые, что очень правильно, но не всегда удобно. С одной стороны, нет цифровых регуляторов — нет искажений сигнала, но с другой — выпрыгивать из кресла, чтобы подкрутить громкость, быстро надоедает. Поэтому Silver Luna Prestige вооружён электроприводом ручки усиления, управляемым по радиоканалу. В отличие от инфракрасных систем, направлять ПДУ прямо на усилитель не требуется. Но и заменить родной пульт универсальным тоже нельзя.

Обзор Fezz Audio Silver Luna Prestige

Ещё одна особенность новинки — большое количество разъёмов на задней панели. Здесь разместились гнёзда трёх линейных входов, а также целых шесть клемм для акустики. Дело в том, что для подключения 4-х и 8-омных колонок используются разные отводы вторичных обмоток выходных трансформаторов. Так не страдает точность согласования усилителя с нагрузкой, а диапазон импеданса АС остается широким. Кстати, согласно инструкции, к 8-омному выходу можно подключать и 6-омную акустику.

Пара гнёзд для интеграции усилителя в домашний театр отправляет сигнал в обход регулятора громкости и селекторов входов прямо на первый каскад усиления. Конечно, с настройкой уровня фронтальных каналов на ресивере или процессоре один раз повозиться всё равно придется, зато в результате получится высококлассная универсальная система с удобным управлением.

Обзор Fezz Audio Silver Luna Prestige

Право выбора

Silver Luna Prestige построен по двухтактной схеме и работает в классе АВ1. Выходные каскады на лампах EL34 — это мощные пентоды, которые были придуманы специально для звукового усиления и выпускаются аж с 1949 года. Они быстро получили огромную популярность во всём мире, а в СССР выпускались под маркировкой 6П27С.

Интересно, что в нашем усилителе эти лампы могут работать в двух режимах — пентодном и тетродном. В последнем случае вторая и третья сетки соединяются, что несколько меняет характер звука. Главное не путать этот режим с триодным, в котором тон существенно мягче. Реализовать его на пентодной схеме простым прищёлкиванием тумблера, конечно же, нереально. Зато дополнительный простор для экспериментов предоставляет входной каскад. Помимо основного варианта двойных триодов 12AX7 (они же ECC83) предусмотрена работа и с советскими 6Н2П. Разница в напряжении накала двух типов ламп корректируется опять-таки переключателем.

Обзор Fezz Audio Silver Luna Prestige

Живое ретро

Частотный диапазон «Серебряной луны» простирается от 15 Гц до 77 кГц при неравномерности АЧХ -3 дБ — вот что значит грамотно выполненные выходные трансформаторы. Мощность составляет 35 Вт на канал и не зависит от импеданса нагрузки, за что спасибо отдельным отводам на вторичных обмотках. Такая энерговооружённость позволила провести тесты на трёхполосных напольных колонках Motion 40i от Martin Logan. Они оснащены ленточными твитерами и 6,5-дюймовыми вуферами с алюминиевыми диффузорами. Источником послужила связка аудиофильского сервера Aurender ACS100 и ЦАП Mytek Brooklin DAC+.

Прослушивание началось в пентодном режиме с лампами 12AX7. И с первых минут стало ясно, что ламповый почерк для Silver Luna Prestige не самоцель, а лишь инструмент для создания живого, яркого и на удивление динамичного звука.

Последний на данный момент альбом Dead Can Dance — вещь не для олдскульной системы. Слишком много тут тонких подробностей и сложных наслоений близких по тембру инструментов. Но с этим ребусом усилитель справился блестяще. Струнные и тарелки он отыграл светло и искристо, вокальное многоголосие не слилось в заунывные стоны, а ритм-секция звучала плотно и основательно.

Обзор Fezz Audio Silver Luna Prestige

Ещё более изощрённое испытание — прекрасная Патрисия Барбер. Камерный джаз считается одним из самых «ламповых» жанров, но альбом Verse с его тонкой, остро проработанной перкуссией на фоне подвижного баса требует очень серьёзного отношения. Однако техника не спасовала. Микроразрешение на высоких оказалось достойным, а низы собранными. Такой характер можно было бы назвать транзисторным, если бы не роскошная подача вокала самой Патрисии. В нём легко считываются тончайшие интонации и обертона. Голос богат, рельефен и абсолютно гармоничен. Что тут скажешь, лампа!

Кстати, переключение в тетродный режим меняет характер гармоник, из-за чего акценты несколько смещаются. Средние и высокие тона становятся немного мягче, хотя плотнее концентрируются в центре звуковой сцены. Музыкальный рельеф немного сглаживается, что, впрочем, не снижает детальности струнных или духовых. Такой характер особенно удачно подходит для классики. Соната Яначека в исполнении Вадима Репина и Николая Луганского зазвучала так, что возник совершенно отчётливый эффект присутствия в зале, виолончель и рояль почти материализовались в пространстве.

А вот смена ламп входного каскада на 6Н2П сделала звук немного проще. Живости и рельефа в нём прибавилось, но в ущерб мелодичности. Впрочем, многие рокеры наверняка оценят более жёсткую подачу. Остальные же просто вернут на место 12AX7 или попробуют заказать другие вариации этих ламп, благо выбор есть. Словом, при ярком самобытном характере, Silver Luna Prestige всегда готов к поиску общего языка и с конкретной фонограммой, и с конкретным слушателем. Редкое и очень ценное качество.

Обзор Fezz Audio Silver Luna Prestige

Технические характеристики

МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫХОДНАЯ МОЩНОСТЬ
2 х 35 Вт
ДИАПАЗОН ЧАСТОТ (-3 ДБ)
15 Гц — 77 кГц
ИМПЕДАНС НАГРУЗКИ
4/8 Ом
НЕЛИНЕЙНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ (THD)
< 0,35%
ЛАМПЫ
4 х EL34, 2 x 12AX7/6Н2П
ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ
170 Вт
РАЗМЕРЫ
410 х 320 х 320 мм
МАССА
15,3 кг
Обзор Fezz Audio Silver Luna Prestige

Итоги

Усилитель Fezz Audio грамотно спроектирован и добротно собран. Дизайн в хорошем смысле классический, то есть нескучный и без наворотов. Пульт дистанционного управления и нерегулируемый вход дарят редкий в этом классе уровень комфорта. Для лампового аппарата звук энергичен и рельефен, а потому отлично сочетается со множеством жанров, от рокабилли до оперы. Возможность менять лампы и режимы усиления открывает огромное поле для аудиофильских экспериментов.

Узнать больше о Fezz Audio Silver Luna Prestige

Поделиться ссылкой: