21.06.2021

Обзор NVIDIA GeForce RTX 3080: эталонный флагман?

Этой осенью NVIDIA выпустила сразу несколько видеокарт. Но наибольшее внимание геймеров привлекли именно флагманские модели, ведь они задают тренды игровой индустрии на весь грядущий сезон. Одной из таких стала GeForce RTX 3080, способная, по заверению вендора, сдвинуть с пьедестала 4K-гейминга топовые прошлогодние решения. Так ли это, выясняем в обзоре.

RTX On

Сейчас сразу две видеокарты NVIDIA претендуют на звание флагмана. Формально этот статус за собой закрепила GeForce RTX 3090, но не всё так просто. Ведь «девяностую» производитель поместил в потребительский сегмент, чтобы подчеркнуть отсутствие аналогов у главного конкурента. Технически же её уместнее считать очередным «титаном», на что намекает вдвое более высокая по сравнению с RTX 3080 цена при сравнительно небольшом отрыве в игровой производительности. Да и различий между графическими адаптерами, не считая объёма видеопамяти, не так уж и много.

Обзор NVIDIA GeForce RTX 3080

Как и топовая версия, более доступная модель построена на базе новейшего 8-нм чипа GA102 и оснащается быстрыми модулями GDDR6X суммарным объёмом 10 ГБ, подключёнными к GPU по 320-битной шине. Свою высокую стоимость они оправдывают отличной пропускной способностью. У новинки вдвое больше ядер CUDA, чем у RTX 2080 Ti — 8704 против 4352. Это сразу сказалось на сырой производительности при расчётах с половинной точностью (FP32) — более 29 Тфлопс против 14. Что до RT-ядер, их так и осталось 68, но за счёт обновлённой архитектуры они стали более агрессивными и выжимают гораздо больше эффектов из фирменной технологии трассировки лучей. Коснулась оптимизация и тензорных ядер для ИИ-вычислений, включая апскейлер DLSS: на бумаге их только половина от прежнего, но производительность при этом выросла.

Взгляд под капот

Вместе с вычислительной мощностью ощутимо подскочило и энергопотребление. Так, эталонная версия видеокарты под нагрузкой способна отжать у блока питания 320 Вт, а при разгоне в ОЕМ-исполнении и того больше. К нам на тестирование попала модель производства GIGABYTE в версии AORUS Xtreme с увеличенными рабочими частотами и предсказуемо большими аппетитами — до 350 Вт. С учётом завышенного лимита мощности графический ускоритель оснастили сразу тремя 8-контактными разъёмами питания вместо референсного 12-pin коннектора.

Обзор NVIDIA GeForce RTX 3080

Отличается от заводской и система охлаждения новинки, которая стала гораздо массивнее. В толщину она занимает почти четыре слота расширения, а в длину достигает 32 сантиметров. Это придётся учитывать при сборке: в некоторые корпуса карточка может попросту не поместиться или перекрыть свободные разъёмы на материнской плате. Сам кулер представлен крупным радиатором с семью тепловыми трубками, испарительной камерой и тремя вертушками (2×115 мм, а также 1×100 мм — вращается в противоположную сторону).

В правой части бэкплейта предусмотрен вырез для сквозного продува, как и у референсной модели. При этом в любом случае придётся позаботиться об установке дополнительных вентиляторов на корпус — торцевая решётка у видеокарты полностью декоративная, а горячий воздух выдувается прямо в корпус через прорези на верхней части кожуха. За счёт такого манёвра производитель смог оснастить модель внушительным количеством видеовыходов. В распоряжении пользователя — сразу три HDMI 2.1 и столько же DisplayPort 1.4a.

Технические характеристики

ГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССОР
GA102-200
68 исполнительных блоков
8704 CUDA-ядра
68 RT-ядер второго поколения
272 тензорных ядра третьего поколения
базовая частота: 1440 МГц
заводской разгон: до 1905 МГц
ПАМЯТЬ
10 ГБ GDDR6X @ 320 бит
760 ГБ/с
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
GPU: 29,7 Tфлопс FP32
ПРОЧЕЕ
TDP 320 Вт (до 350 Вт в разгоне)
Коннекторы питания: 3×8-pin (рекомендуемый БП от 850 Вт)
Шина PCI-Express 4.0 (Только при установке на материнские платы с чипсетом AMD B550/X570)

От теории к практике

По сравнению с флагманами прошлых лет GeForce GTX 3080 потеряла 9% объёма видеопамяти, но при этом способна дать им фору в любых сценариях. За счёт новой архитектуры, возросшего количества ядер CUDA и перехода на GDDR6X новинка уверенно задрала планку 4K-гейминга на новый уровень. А с помощью технологии DLSS на базе нейросетевых алгоритмов владельцы видеокарты могут опробовать и казавшуюся ранее фантастикой картинку в разрешении 8K практически без потери чёткости текстур.

Обзор NVIDIA GeForce RTX 3080

Тестирование топовой модели проводилось на высокопроизводительной тестовой платформе, компоненты которой исключили возможность возникновения «бутылочного горлышка» при выводе изображения на дисплей. В качестве платформы использовалась материнская плата на чипсете AMD X570 в связке с топовым потребительским процессором AMD Ryzen 9 5950X и разогнанной оперативной памятью. Дополнил сборку SSD-накопитель с подключением по интерфейсу PCI-Express 4.0.

Конфигурация тестового стенда

ПРОЦЕССОР
AMD Ryzen 9 5950X @ 4,9 ГГц
16 ядер, 32 потока
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
32 ГБ DDR4 @ 3933 МГц
НАКОПИТЕЛЬ
1 ТБ Corsair Force Series MP600 2 ТБ
PCIe 4.0 NVMe SSD
ВИДЕОКАРТЫ
AORUS GeForce RTX™ 3080 XTREME 10G
Референсная GeForce RTX 2080 Ti FE

Первыми, по традиции, в ход пошли синтетические бенчмарки. Их результаты не столь наглядны для рядового геймера, однако преследуют две цели. С их помощью можно оценить скачок чистой вычислительной мощности между поколениями GPU, а заодно и проверить на прочность систему охлаждения в условиях максимальной нагрузки.

Обзор NVIDIA GeForce RTX 3080

В исполнении GIGABYTE флагманский графический адаптер получил 18 фаз питания и увеличенный лимит потребляемой мощности, что сказалось и на тепловом бюджете новинки. При автоматическом оверклокинге её энергопотребление составляет почти 350 Вт, а при дополнительном ручном разгоне превышает 360 Вт. Тем не менее фирменный радиатор отлично справляется со своей задачей. В сценариях вроде веб-сёрфинга и офисного пакета модель работает полностью бесшумно — пока температура не превысит 46 °C, вентиляторы, согласно заводским настройкам, даже не начинают раскручиваться.

Обзор NVIDIA GeForce RTX 3080

Запуск 3D-приложений ожидаемо прогревает видеоядро, и система охлаждения переходит в активный режим работы. В соответствии с положением переключателя на корпусе (OC Mode / Silent Mode) BIOS графического адаптера изменяет не только рабочие частоты GPU, но и скоростные профили вертушек. В первом случае GPU прогрелся до 68 градусов Цельсия при уровне шума чуть более 38 дБ — днём это не критично, а вот любителям ночных заруб может доставить некоторый дискомфорт при игре без наушников. В тихом режиме температура и шум составили 74 °C и 35 дБ соответственно. Впрочем, отрегулировать скорость вращения по степени нагрева можно и самостоятельно — посредством фирменной утилиты AORUS Engine.

В играх урезанный до 10 ГБ объём видеопамяти никак не мешает выводить 4K-картинку на ультранастройках с приличной кадровой частотой. Сказываются оптимизация самого кристалла и отличная пропускная способность GDDR6X. В наиболее тяжёлых условиях на помощь приходит ИИ-апскейлинг DLSS, при активации которого GPU стабильно выдаёт заветные 4K и 60 fps. А вот переход на интерфейс PCIe 4.0 затронул игровую производительность на уровне погрешности. При замене материнской платы на модель с чипсетом AMD X470 счётчик кадровой частоты просел всего на 1-3 fps.

Обзор NVIDIA GeForce RTX 3080

One more thing

Разгон, как и в случае с ранее протестированной GeForce RTX 3060 Ti, доступен в большей степени номинально. Повышение частоты видеопамяти и GPU увеличили фреймрейт в среднем на 3% с одновременным увеличением рабочей температуры. При этом игровой производительности у модели и так хватает, а в связке с 1440p-монитором есть смысл вовсе сделать андервольтинг. К примеру, ручное ограничение лимита мощности до 80% от максимального уронило кадровую частоту примерно на 10%. Визуально разница практически незаметна, зато системный блок при этом куда меньше напоминает напольный обогреватель.

Обзор NVIDIA GeForce RTX 3080

В качестве бонуса геймеры получат и другие технологии, которые помогут стримить любимые игры на YouTube или Twitch с большим комфортом. В состав программного пакета NVIDIA Broadcast, заточенного под RTX-серию, входят средства обработки изображения на лету даже без использования хромакея. Новые GPU также способны брать на себя управление веб-камерой, отслеживая движение стримера в кадре, и глушить посторонний шум вроде гула из соседней комнаты и клацанья клавиатуры. Ещё одно решение под названием Reflex умеет подтягивать скорость отклика на действия игрока, повышая точность движений виртуального персонажа за счёт изменения порядка кадров, стоящих в очереди на рендеринг после первичной обработки процессором.

Итоги

Присутствие в обновлённой линейке более мощной видеокарты не мешает AORUS GeForce RTX 3080 XTREME 10G носить звание флагмана. Она уверенно обгоняет все прошлогодние модели в любом разрешении и минимально уступает в производительности вдвое более дорогому решению. Ситуацию несколько омрачают лишь 10 ГБ видеопамяти — в это ограничение при аппетитах современных блокбастеров новинка наверняка упрётся уже в ближайшем будущем. Впрочем, здесь и сейчас, особенно в сценариях с использованием связки RTX+DLSS, конкурентов у модели нет и не предвидится. А на подходе, по слухам, версия с увеличенным объёмом GDDR6X. И при желании зарубиться в 4K при 60 fps с трассировкой лучей вердикт однозначен — надо брать.

Узнать больше о AORUS GeForce RTX 3080 XTREME 10G

Больше информации

Перейти на сайт
производителя

Поделиться ссылкой: