Одно дело — написать обзор устройства на релизе, когда все гонятся за хайпом и повторяют одно и то же. И совсем другое — высказать взвешенное мнение чуть погодя. Да, это не первая статья про Xbox Series X, которую вы читаете, но, возможно, именно здесь кроется ответ на вопрос, зачем оно нужно персонально вам. Погнали!
Xbox Series X
Флагманская консоль Microsoft радует любителей рациональной траты денег — это, выражаясь расхожей фразой, топ за свои деньги. Модель дешевле и мощнее прямого конкурента, а ещё на ней больше игр, простите, из коробки. То есть прямо сейчас.
Внутри — прежняя связка из восьмиядерника и графики AMD. Только в 2020 году инженеры ухитрились воткнуть не морально устаревшее на момент выхода железо, а по-настоящему актуальное. Настолько свежее, что не у всех ПК-бояр есть доступ к таким мощностям и спецэффектам. Центральный процессор построен на базе ядер Zen 2 (аналог Ryzen 7 3700 с некоторыми изменениями).
В играх его производительности хватит на годы вперёд — и для обеспечения стабильной загрузки GPU задачами на отрисовку, и для расчёта сложной физики.
За графику отвечает GPU на 52 блоках RDNA 2 — самой свежей микроархитектуре на момент разработки консолей. Это аналог недавно вышедших Radeon 6000 со всеми их бонусами вроде аппаратного ускорения рейтрейсинга, поддержки Mesh-шейдеров и закраской с вариативной плотностью. То есть современный и шустрый графический процессор. Общая производительность системы составляет от 12 до 14 терафлопсов — здесь Xbox Series X более чем вдвое превосходит Xbox One X.
Главным нововведением, само собой, стал SSD-накопитель. Да не просто SSD, а настоящий монстр на 1 ТБ, подключённый по четырём линиям шины PCI Express 4.0. Вдобавок его можно дополнить вторым таким же в слоте расширения — получится эдакая карта памяти на стероидах. Опять же, в системе хранения данных применяется железо, которое стоит далеко не в каждом игровом ПК, любовно собранном за бешеные деньги.
То есть железо воткнули не просто мощное, а ещё и передовое!
Вау-эффект и контрастный душ
Первые впечатления, разумеется, сугубо положительные. Консоль выглядит необычно, очень качественно собрана и моментально запускается. Базовая настройка занимает пару минут — она, как и интерфейс ОС, практически не отличается от решений в Xbox One X. Производитель стремился к преемственности и прозрачному переходу от одной консоли к другой — что ж, задумка удалась. Покупаете новинку, а в ней всё привычное. Смазывает ли это впечатление от некстгена? Наверное, в какой-то мере, да. Портит ли это пользовательский опыт? Едва ли.
Скорость работы Xbox Series X впечатляет. Это касается всего — загрузки и установки файлов, отзывчивости меню, того, как консоль сворачивает активную игру и разворачивает её обратно после пяти минут ползания по меню и настройкам. За это спасибо по-настоящему мощному железу и SSD, сменившему архаичный HDD.
Эффективность охлаждения поражает. Даже в самых красивых играх приставку не слышно. Из вентиляции выходит тёплый воздух, но шума нет.
Само собой, главное «вау» Xbox Series X — функция быстрого продолжения игр. Погоняли вы, допустим, в Forza, надоело терпеть поражения от ботов, запустили Gears 5 или DOOM. Выпустили пар в драках с демонами и мутантами, снова открыли гонку, а там всё именно так, как вы оставили. Была машина в заносе или полёте — ровно в том же месте и с тем же ускорением она продолжит движение. Это переключение занимает считаные секунды.
Ещё заметнее превосходство нового железа над старым, когда Series X и One X стоят рядом.
Та же Forza Horizon 4 превосходно работает на «старом иксе»: с приятной графикой, отзывчивым управлением, стабильным фреймрейтом. Но если запустить обе консоли одновременно и попеременно играть на них, понимаешь, насколько расторопнее новинка в мелочах. Открыть меню, сделать кадр с размытием фона, переместиться в другую локацию, сменить машину — всё это на доли секунды быстрее. В итоге на Series X ты не замечаешь игрового окружения, а на One X, который показывает сравнимый уровень графики, вечно спотыкаешься о что-то, чего раньше не видел. Про скорость загрузки, смену игр и общий уровень производительности даже заикаться не стоит — SSD рулит.
Игр много, но их нет?
Вопрос о количестве развлечений для Xbox Series X можно трактовать по-разному. С одной стороны, Series X на фоне конкурента выглядит блёкло: у Sony эксклюзивы и новинки, а у Microsoft — позор на презентации Halo. С другой стороны, есть внушительная коллекция для Xbox One, пачка портов с Xbox 360 и самого первого «ящика». А модель Sony даже не всё с PS4 без проблем запускает: существует «чёрный список» неподдерживаемых тайтлов, но в реальности ситуация «установил и не работает» встречается куда чаще, чем хотелось бы владельцам пятой «плойки».
Заявить конкуренту, что у того нет игр, могут обе команды — и будут в какой-то степени правы. Но играть на новом Xbox точно есть во что.
Любой диск или цифровой релиз прошлого поколения работает как швейцарские часы. Поставил, включил, балдеешь. Если в магазине приложений есть патч с оптимизацией под Series X/S, игра станет чуточку красивее, поднимется разрешение, фреймрейт, улучшится дальность прорисовки — надо же как-то использовать более мощную начинку. А если патчей не завезли, запустится обычная версия для Xbox One X с максимально быстрой загрузкой уровней и отключёнными динамическими оптимизациями. Ведь игра просто не сможет загрузить железо настолько, чтобы система начала душить разрешение или качество удалённых объектов. Честный гейминг на максималках.
Часть библиотеки Xbox 360, запущенная в эмуляторе, получит более высокое разрешение отрисовки, современный метод фильтрации текстур, а ещё, возможно, мультисемплинг и сглаживание. Если у игры был официальный ремастер или патч с поддержкой HDR-вывода, он будет подтянут автоматически. Так что в большинстве случаев классика выглядит на новинке гораздо лучше, чем на 360-м.
А вот игры с первой Xbox работают чаще всего как есть. Чудес не ждите — графика по большей части не меняется. Зато в эмуляторе порядок с сейвами: вместо карты памяти консоль видит виртуальную флешку в облаке — туда-то данные о прохождении и записываются.
И, конечно, нельзя не упомянуть царь-подписку.
Стоит это удовольствие около 8000 рублей в год — цена полутора ААА-релизов на старте продаж! Зато даёт постоянный доступ к сотням игр Microsoft и партнёров, а с недавнего времени — ещё и полный каталог EA Origin Access. Коллекция растёт, тайтлы добавляют популярные и не очень, разных жанров, со всякими DLC и HD-переизданиями — в общем, Клондайк. Хитрецы научились получать до трёх лет этого сервиса за сущие копейки: скупают коды от «старой» подписки на всяких авито, пополняют ими свой аккаунт, а в конце берут месяц «новой» подписки и конвертируют весь накопленный срок. Получается дешевле, чем тратиться раз в год на полноценную.
(не)Новый геймпад
Про контроллер много интересного не расскажешь — тут подходит формулировка «такой же, как старый, только новый». Впрочем, кое-что всё же переделали. Из очевидного — поменялась крестовина: теперь она удобнее, отлично подходит для файтингов (м-м-м-м, прокрутки) и платформеров. Чётко кликает, идеально чувствуется выбранное направление — то, что доктор прописал. Ещё добавили кнопку социального взаимодействия, чуть изменили форму корпуса (была лучшая в мире, а стала, наверное, самая лучшая), изменили текстуру пластика, сделав шершавеньким низ. Приятно. Если вы, конечно, не боитесь персиков.
Внутри тоже немало улучшений, и коснулись они, пожалуй, одной из самых важных штук — подключения к консоли. Microsoft адаптировала технологию AMD по уменьшению задержки ввода и внедрила её в свои геймпады по именем Dynamic Latency Input. Работает само по себе и реально улучшает отзывчивость управления, но максимум своих возможностей покажет в грядущих играх, где разработчики смогут задействовать весь потенциал DLI, адаптировав движок к ускоренному обмену данными с геймпадом.
К сожалению, на этом список улучшений заканчивается.
Никакой магии, встроенного аккумулятора или чудесных вибро-функций, как у Sony, здесь нет. Хотя недавно Фил Спенсер намекнул, что ему очень понравился геймпад PS5. Кто знает, вдруг через пару лет подвезут Pro-версию с аналогичными свойствами? А пока радует, что с железом Microsoft поступает так же, как и с софтом: все манипуляторы поколения One работают с геймпадами Series X/S и наоборот. Съёмные перезаряжаемые модули тоже подходят, но крышки садятся не идеально, так что аккумуляторные блоки придётся докупить новые.
Смерть некстгена и задел на будущее
Если рассудить здраво, консоль не даёт радикально нового опыта — те же игры, спецэффекты, контроллеры, только чуть лучше во всём. Сохранение общей архитектуры центрального и графического процессоров четвёртый раз подряд позволяет разработчикам не изобретать велосипед и обеспечивать итеративный прирост производительности и качества картинки. Ну и зачем такое нужно?
А затем, что Xbox Series X делает игровой опыт по-настоящему простым и приятным: включил и работает. Без ожиданий. Без тормозов. Без выбора в меню «Продолжить» и очередных загрузок, а потом пеших прогулок с чекпоинта до места, где ты остановился. В каком-то смысле новинка вобрала в себя лучшие ощущения от продуктов Apple — те самые моменты, которые идеально работают и не напрягают пользователя.
А ещё это консоль с великолепным заделом на будущее.
Железо у неё мощнее, чем у Sony, так что с красивой картинкой в некстген-проектах всё будет зашибись. Разработчики подкрутят движки, научатся правильно миксовать классическую растеризацию с трассировкой лучей, динамически перераспределять разрешение отрисовки в рамках одного кадра — и готово. Честные 4K мы, скорее всего, не увидим уже нигде, а вот динамические, да ещё и с 60 кадрами в секунду, — легко. Но потом.
Потому что нынешние игры надо патчить, а это трата времени и денег — бесплатно перерисовывать графику возьмутся не все разработчики, а платить за апгрейд уже пройденного материала под некстген по прайсу полноценной новинки геймеры почему-то не хотят (и их можно понять). Вот такой неоднозначный Xbox.
Так брать или нет?
Стоит ли отдавать за Xbox Series X 45 тысяч рублей? Зависит от того, что для вас ценно. Хотите пройти всё, что уже вышло, без лишних затрат и проблем (спасибо превосходной совместимости), с быстрыми загрузками и моментальным переключением между играми — тут новым консолям Microsoft нет равных. Достаточно прикинуть стоимость ПК-железа, чтобы понять: ничего сравнимого за ту же сумму вы не соберёте. Если душа тоскует по кроссплатформе, ответ аналогичный: Xbox — идеальный вариант. Простой, понятный, надёжно запускает как новьё, так и старьё.
Вдобавок для тех, у кого нет 45 тысяч и 4K-телевизора, имеется Xbox Series S с железом попроще. Формально это некстген (ибо с трассировкой и SSD), но мощность уступает One X и примерно равна PS4 Pro. Консоль работает так же быстро и бесшумно, как старшая версия, но в Full HD. И места на накопителе меньше.
А вот если вам хочется чудес, концептуально новых игр с прорывной графикой, есть смысл подождать годик-другой. Потому что ни Microsoft, ни Sony пока не готовы устроить революцию. Некстген официально умер. Видимо, чтобы родиться заново — уже не как «радикально другая консоль», но как «радикально другой опыт взаимодействия». Xbox Series X дарит ощущение, что между вами и играми наконец-то нет преград. Пришёл, включил, пропал в виртуальных мирах — и в этом смысл.