07.12.2024

Один, совсем один. Что читать об изоляции

Кадр из фильма «Я – легенда»

Павел Сурков. Изоляция — вещь необычайно сложная психологически, а значит — дающая пищу для писательской фантазии. О романах, которые идеально описывают различные режимы обособленного существования, — в материале РИА Новости

1. Стивен Кинг «Под куполом»

То, что Кинг — мастер апокалиптического жанра, известно. Его герои переживали и нашествие смертельно опасного вируса («Противостояние»), и зомби-апокалипсис («Мобильник»), и даже абсолютное уничтожение нашего измерения как такового («Апокалипсис»). Но апогей вынужденной изоляции — в романе «Под куполом».

Идейно этот текст связан с двумя другими кинговскими произведениями: рассказом «Плот» и так и не написанным романом «Каннибалы». В первом герои оказались заперты посреди водной глади и в итоге стали жертвами неведомого плотоядного существа. Во втором — закрыты в помещении и вынуждены есть друг друга.

Как обычно, Кинг создает социальную сатиру на откровенно фантастическом фоне (главный антагонист в романе — один из городских управленцев, погрязший в криминале и одержимый жаждой власти). Но то, как трансформируется общественное сознание в условиях изоляции, показано у «короля ужасов» невероятно точно.

2. Мариам Петросян «Дом, в котором…»

История таинственного дома, в котором живут странные и явно изгнанные из общества — даже не люди, а существа. У них собственные законы, весьма суровые, свои легендариум, герои и даже язык. Мир, в котором правит сила и хитрость, своеобразный «закон джунглей» — не зря один из центральных персонажей носит недвусмысленное прозвище Шакал Табаки.

Читатель довольно быстро понимает, что действие происходит в интернате для инвалидов, но автор сознательно уводит от малейших аллюзий с реальностью. Это страшный, невозможный, но совершенный в своем зловещем волшебстве мир, в логике которого очень хочется разобраться.

Быстро дописанный в первом варианте финал романа оказался несколько скомкан, но несколько лет назад Петросян подготовила новую редакцию — вот ее-то и следует читать: у истории появилась законченная структура. Вам будет очень страшно, но покидать атмосферу этого таинственного дома почему-то совершенно не хочется.

3. Светлана Беляева «Воспоминания об отце»

Автор «Человека-амфибии» и «Ариэля», увы, оказался пленником собственного тела, прикованным к постели, — но в ситуации, которая могла сломить кого угодно, Беляев умудрялся создавать невероятные по смелости фантазии миры, проникнутые верой в силу человеческого духа.

У этой истории нет хорошего конца: изможденный болезнью и голодом писатель умрет в оккупированном фашистами Пушкине (неизвестно даже точное место его захоронения), но сохранит до последнего вздоха веру в торжество разума над жестокостью, в то, что духовное начало в человеке победит инстинктивное. И эта вера, которой пронизана вся книга, написанная дочерью классика советской фантастики, искренне любящей отца и восхищающейся им, придает читателю новые силы.

4. Ричард Матесон «Я легенда»

Не судите о книге по одноименной голливудской экранизации с Уиллом Смитом в главной роли. Этот роман гораздо многослойней и глубже, чем его экранное воплощение (которое, впрочем, тоже по-своему хорошо).

В Нью-Йорке остался единственный нормальный человек. Все люди из-за страшного вируса превратились в непонятных существ, сходных с вурдалаками: они выходят ночью из убежищ, так как боятся дневного света, и питаются человеческой плотью. Но герой-одиночка не сдается: он регулярно, ежедневно посылает радиосигнал в молчащий эфир в надежде отыскать хотя бы еще одну человеческую душу.

Мрачные пейзажи обезлюдевшего города, напряженный сюжет — и невероятная по силе ударная концовка, которая переворачивает все наше представление о реальности романа. Эта книга заставит вас по-новому взглянуть на любую пандемию.

5. Артур Конан Дойл «Отравленный пояс»

Второй роман из цикла о профессоре Челленджере — одном из самых обаятельных героев Конан Дойла. Вернувшийся из «Затерянного мира», населенного динозаврами, профессор обнаруживает, что мимо Земли вот-вот пролетит комета, хвост которой, полный отравляющих веществ, накроет нашу планету. И это грозит гибелью всему человечеству.

Профессор вызывает к себе давних друзей по путешествиям: храброго охотника лорда Джона Рокстона, своего вечного научного оппонента профессора Саммерли и предприимчивого журналиста Мелоуна. Все вместе они закрываются в доме, тщательно законопатив щели, и с ужасом наблюдают, как погибает мир.

Однако, помимо фантастического сюжета, у Конан Дойла на первом плане еще и противостояние сложных характеров людей, запертых в одном помещении и лишенных возможности выйти на улицу. Челленджер и Саммерли собачатся между собой, жена профессора впадает в истерику, лорд Джон пытается всех спасти, а Мелоун — тщательно протоколировать происходящее. Идеальное пособие по тому, как не прикончить друг друга во время карантина.

Поделиться ссылкой: