Реклама в интерфейсе китайских смартфонов давно стала мемом. Инструкции по её отключению публикуют уже несколько лет. Однако вслед за вендорами из КНР подтягиваются крупные бренды, за которыми подобного замечено не было. Недавно Microsoft «осчастливила» рекламой Office 365, а Купертино собирается внедрить баннеры в карты, подкасты и приложение для книг. Почему так происходит?
Железо и платный софт приносят всё меньше денег
Прошли те времена, когда на долю iPhone приходилась почти вся выручка «яблочной» компании. За последние годы айфоны становятся всё менее заметной статьей доходов. Если в 2015-м iPhone приносил около 70% всех денег, то теперь — меньше 50%. Буксуют и сами продажи телефонов: в 2015 году Apple смогла реализовать 230 миллионов устройств, а в 2020-м — всего 196 миллионов.
При этом себестоимость айфонов растет — спасибо коронавирусу, дефициту полупроводников, дорогим энергоресурсам и глобальному кризису. Аналитики подсчитали, что каждый новый iPhone обходится в производстве примерно на $20-30 дороже предыдущего. Считается, что iPhone 14 это затронет тоже. Купертино придётся повышать цену на гаджет, чтобы отбить возросшие затраты. Неизвестно, как это скажется на продажах.
С Microsoft ситуация схожая. 2010-й был последним годом, когда Windows принесла компании больше денег, чем какой-либо другой продукт. С тех пор финансовые показатели ОС только стагнируют. Xbox идёт ни шатко ни валко, продажи других гаджетов и вовсе схлопнулись.
Зато растут доходы от сервисов и рекламы
Тогда на чём же зарабатывают IT-гиганты? Microsoft всё больше делает ставку на две категории: сервисы и облачные технологии. Apple пока много зарабатывает на iPhone и других устройствах, но и в её структуре доходов на сервисы приходится свыше 20%.
Здесь характерен пример Google, которая предоставляет почти весь софт бесплатно, зато делает на рекламе 150 миллиардов долларов в год. Остальные IT-игроки поняли, что гораздо выгоднее собирать о пользователе данные и показывать рекламу, чем раскручивать его на 10-долларовую подписку или пытаться заставить купить гаджет.
Особенно эффективно рекламная модель работает у корпораций, которые смогли построить свои платформы, — Apple и Microsoft в их числе. Компании могут собирать о вас обширные сведения, потому что вы проводите слишком много времени в их продуктах. Кстати, именно поэтому «яблочный» техногигант недавно сильно ограничил возможности сторонних приложений следить за вами. Зачем Купертино лишние конкуренты?
Как это отразится на пользователях?
Скорее всего, впредь мы будем видеть рекламу в тех местах, где не ожидали её встретить. Страничка в Word и программах с подкастами — только начало. Готовьтесь увидеть баннеры в плеере, календаре или системных настройках. Увы, так приходится расплачиваться за условно-бесплатные сервисы.