20.09.2020

Полотно Тициана «Се человек» вернули в постоянную экспозицию Пушкинского музея

Полотно Тициана "Се человек" вернули в постоянную экспозицию Пушкинского музея

Москва. 5 февраля. — Картина венецианского живописца Тициана Вечеллио «Се человек» вернулась в постоянную экспозицию Государственного музея изобразительного искусства имени Пушкина после реставрации, начавшейся в 2008 году, сообщили в пресс-службе музея.

«В постоянную экспозицию Пушкинского музея после долгого и сложного процесса реставрации вернулась работа Тициана Вечеллио «Се человек», написанная мастером около 1575 — 1576 годов… В 2008 году было принято решение о реставрации произведения и возвращении его в экспозицию музея», — сообщили в Пушкинском музее.

Работа Тициана принадлежит к последнему периоду творчества живописца и относится к числу знаковых произведений итальянской живописи в собрании музея. В 1850 году она была приобретена для Эрмитажа вместе с другими полотнами Тициана. В коллекцию Пушкинского музея картина поступила в 1924 году из Эрмитажа вместе с рядом других произведений старой европейской живописи. Три года спустя она была похищена из залов вместе с произведениями Рембрандта и Карло Дольчи и лишь 26 сентября 1931 года была возвращена в музей в поврежденном состоянии.

Первая реставрация была проведена в начале 1930-х годов. Она была направлена на консервацию и дальнейшее сохранение полотна. «Экспонирование работы Тициана в таком состоянии считалось невозможным. Долгие годы сам факт пребывания картины в музее был неизвестен широкой публике: лишь в 1995 году она впервые была включена в краткий каталог картинной галереи, а в 2002 — в научный каталог итальянской живописи», — уточнили в музее.

Перед началом реставрации были проведены технико-технологические исследования картины при помощи рентгеновских лучей, съемок в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, а также проведены оптические и физико-химические исследования красочного слоя. Они подтвердили сохранность наиболее значимых участков картины.

При просвечивании полотна с помощью рентгена обнаружился мужской портрет под верхними красочными слоями. Как рассказали в музее, Тициан нередко использовал в качестве основы для новых произведений более ранние, по каким-то причинам остававшиеся незавершенными. Также был определен состав красок, использованных мастером в разные годы при работе над картиной «Се человек» и скрытым под ней изображением.

Поделиться ссылкой: