29.03.2024

Ты красавчик: как меняются мужские украшения

Актер Джонни Депп и актриса Жюльет Бинош в фильме «Шоколад»

Ольга Распопова. В галерее «ГРАУНД Солянка» открылась выставка украшений «9 марта». Работы 80 художников-ювелиров со всего мира в стиле art jewelry посвящены гендерным стереотипам. О том, что перстень с бриллиантом — уже не комильфо, серьга в левом ухе — допустимо, а массивная золотая цепь на шее бывает не только у бандитов из 90-х или рэперов, — в материале РИА Новости.

«Мальчики такое не носят»

В детстве художник Карло Лучиди очень любил цветы. Но мама разрешала ему вдевать тюльпан или розу в петличку только на свадьбу и похороны, потому что «мальчики обычно так не ходят». Теперь Лучиди создает то, что называет «повседневными украшениями для настоящих мужчин»: брутальные, похожие на обрубки, брошки, куда можно вставлять живые цветы и носить их хоть каждый день.

Работы итальянца — редкие, созданные для мужчин экспонаты, представленные в Москве.

Пик увлечения мужчин декоративными элементами пришелся на XVII-XVIII века. Жабо, рюши, кружева, напудренный парик, многочисленные перстни на пальцах и туфли с бриллиантовыми пряжками — так выглядел типичный великосветский месье при дворе Людовика XIV. Тогда туалеты кавалеров в изысканности и яркости не уступали дамским, даже превосходили их — и это считалось нормой.

Мода могла бы пойти по другому пути — ведь в природе у самцов, как правило, гораздо более эффектная внешность, чем у самок. «Все изменилось в начале XIX века благодаря известному лондонскому персонажу Джорджу Браммелу, — поясняет историк моды Анатоль Вовк. — Он не надевал парики, не красил лицо, не носил обувь на каблуке. Его гардероб состоял из накрахмаленных белых рубашек, строгого фрака, сапог или туфель. Первая одежда денди стала прототипом мужского делового костюма». Так мужчины на несколько столетий благородно решили уйти в тень, предоставив дамам право блистать.

«Новая мужественность»

В Голливуде, где прежде культивировался образ альфа-самца, многие очень популярные актеры и музыканты не боятся выглядеть хрупкими и женственными — это теперь считается прогрессивным.

Так, брутальный рокер Гарри Стайлс появился на красной дорожке в шифоновой блузке с бантом и с жемчужной сережкой в ухе. А Тимоти Шаламе («Зови меня своим именем»), самая влиятельная фигура в мире моды (согласно авторитетному индексу Lyst Year in Fashion), не стесняется надевать изящные тонкие цепочки, кольца и браслеты, подчеркивающие его классическую красоту.

И сейчас словосочетание «ювелирные украшения» по умолчанию означает то, что носят девушки. О состоятельности мужчины лучше расскажет роскошное колье на его спутнице. Излишеств в собственном облике, кроме функциональных часов и запонок, «настоящий мужик» себе не позволит (если, конечно, он не арабский шейх или цыганский барон).

Лаконичные кожаные и минималистичные незамкнутые варианты браслетов отлично «дружат» с вещами в стиле кэжуал: футболками, поло, свитерами, кардиганами. Их можно носить на одной руке с часами, но только если они сочетаются по цвету. А вот допустить, чтобы на запястье встретились серебро и золото, по-прежнему считается фешен-промахом.

В 70-х годах XX века серьга в правом ухе, напоминает Los Angeles Times, считалась признаком принадлежности к ЛГБТ-движению — тайным отличительным знаком для «своих». Актеры, поп-исполнители и спортсмены вроде Джонни Деппа, Дэвида Бекхэма и Уилла Смита реабилитировали это украшение, отчасти избавив его от лишней символической нагрузки.

Американский актер Джонни Депп

Действительно, почему мужчина не может позволить себе носить на руке, например, сплетенную своей дочкой фенечку или изящное кольцо, которое ему просто нравится? От этого он вряд ли становится слабым. Ранимым быть теперь можно — на фоне новой волны феминизма, ударов #MeToo и обвинений в токсичной маскулинности.

Поделиться ссылкой: