В начале марта 2022 года платёжные системы Visa и Mastercard отказались обслуживать российский рынок. Это привело к росту популярности СБП и системы «Мир», отказу от бесконтактных платежей и даже падению продаж iPhone.
Было — Visa и Mastercard, стало — «Мир» и UnionPay
Карты Visa и Mastercard продолжают действовать в РФ, ведь процессинг любых карточных операций внутри страны обеспечивает Национальная система платёжных карт (НСПК). По данным консалтинговой компании Б1, услугами Visa и Mastercard всё ещё пользуются 54 и 44% опрошенных соответственно. Однако новый пластик с логотипом американских систем нынче получить затруднительно.
Поэтому россияне переключились на карты «Мир» — ими активно пользуются 64%. В абсолютных цифрах отечественные банки за девять месяцев этого года выпустили 161 млн карт «Мир». Это в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2021-го (108,6 млн).
Картами китайской системы UnionPay обзавелись только 2% опрошенных. Видимо, сказалась их дороговизна — например, «Газпромбанк» просит за выпуск 5000 рублей. Также влияет ограниченное количество банков-эмитентов карт UnionPay. Плюсы китайской системы неочевидны: за рубежом её принимают не везде.
Реже — оплата смартфоном, чаще — пластиком
После ухода Visa и Mastercard в России отключились Google Pay, Apple Pay и многие их зарубежные аналоги. Далеко не все смогли перейти на Mir Pay и SberPay — вспомнить хотя бы владельцев iPhone. В исследовании говорится, что 17% опрошенных совсем перестали пользоваться каким-либо сервисом бесконтактной оплаты.
Ещё один бенефициар — СБП
Российский Центробанк подсчитал, что в третьем квартале 2022 года россияне провели 839 млн операций через Систему быстрых платежей. Это в 3,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (236 млн транзакций).
Оплата через СБП, то есть при помощи QR-кодов, растёт ещё быстрее: 112 млн покупок в третьем квартале этого года вместо 2,5 млн в третьем квартале прошлого. Только за последние три месяца число магазинов и сервисных организаций, принимающих оплату по СБП, увеличилось на 25%.
iPhone → Android
Недоступность на технике Apple альтернативных платёжных сервисов стала одним из факторов, повлиявших на продажи iPhone в России в 2022-м. Хотя из-за низкого курса доллара летом-осенью последние «яблочные» флагманы стоили дешевле, чем прежде, их продажи просели на 35%.