18.04.2024

Вот это «Паразиты»! Кинопремия «Оскар» шокировала результатами

Режиссер Пон Чун Хо на церемонии вручения премии «Оскар»

Егор Беликов. В Лос-Анджелесе состоялась церемония вручения премии «Оскар», и лучшим фильмом назвали ленту «Паразиты» режиссера Пон Джун Хо из Южной Кореи. О том, как это и другие решения жюри самой престижной кинонаграды повлияют на мировой и российский кинематограф, — в материале РИА Новостей.

Сенсационный «Оскар»

Почти никто не ожидал, что главный «Оскар» получит лента не на английском языке. Впервые победитель в категории «иностранный фильм» признан лучшей кинокартиной года. Да, был в свое время черно-белый почти целиком немой французский «Артист», который тоже выиграл, но все же те немногие слова, что там произносили, были английскими.

В этот же раз все по-честному: «Паразиты» целиком сняты на корейском, это национальный кинематограф со всеми его особенностями. Большая победа фестивального кино: впервые с 2002 года на «Оскаре» побеждает картина, ранее получившая «Золотую пальмовую ветвь» — главный приз Каннского кинофестиваля.

«Паразиты» — возможно, лучшая его картина, изысканная трагикомедия с элементами триллера или даже хоррора (зависит от вашей восприимчивости) про нищету и богатство, которые ломают людей, превращая их в злобных пожирателей чужих ресурсов.

Конечно, жаль Тарантино с его «Однажды в… Голливуде» — все «Оскары» этого фильма кажутся утешительными. Но первый шок настиг, когда в режиссерской номинации фаворита сезона, Сэма Мендеса с «1917», оставили ни с чем. Британский военный фильм, который за рубежом считают технической сенсацией, а в России многие критики обвиняли в бессодержательности, победил всего в трех не самые значительных номинациях. У Пон Джун Хо — четыре «Оскара». И все личные, до него такое же достижение было только у Уолта Диснея.

Все каноны рушатся, приметы больше не работают. На «Оскаре» отныне, кажется, голосуют сердцем, а не из патриотических соображений (тем более что киноакадемикам при просмотре «Паразитов» пришлось читать субтитры, что, как считается, американцы очень не любят).

Это вообще ключевой момент. Южнокорейский феномен заметили в Голливуде, и теперь всех режиссеров из этой страны завалят работой (сам Пон Джун Хо уже подписался переосмыслять «Паразитов» в виде мини-сериала для канала HBO). Но важнее, что неожиданный интерес к неамериканскому зарубежному кино в Голливуде — путь в будущее. Это шанс на внимание продюсеров к любым неанглоязычным фильмам, в том числе, конечно, и российским.

Наконец, хотя это уж совсем мелочь по сравнению с описанными выше тектоническими сдвигами, — но и оскаровская церемония вдруг неожиданно была не такой невыносимой, как обычно, и намного больше походила на праздник кинематографа, а не на ярмарку тщеславия. Никаких надоедливых ведущих, вместо них — много удачных шуток и вставных номеров.

Хочется верить, что настают новые времена. И «Оскар», премия, по которой принято в киноиндустрии сверять часы, пробила в колокол перемен. После таких сюрпризов интересно понаблюдать, как в ближайшие годы изменится искусство кино. Наверняка нас еще многое удивит — как сегодняшний триумф одного замечательного корейского фильма.

Поделиться ссылкой: