25.04.2024

Закат майнинга, кино 18+ и ситуация на рынке: директор по развитию бизнеса компонентов ASUS отвечает на вопросы 4PDA

В этом году Republic of Gamers исполняется 15 лет. Мы поговорили с представителем бренда и выяснили, как всё начиналось, какие продукты выстреливали ярче всего и что отличает геймеров от других покупателей ПК.

1
Кирилл Никифоров, директор по развитию бизнеса компонентов ASUS в странах СНГ и Балтии

Привет! Наверное, начать стоит с истоков. Как возник бренд ROG?

Многие знают, что в ASUS инженеры занимают важное место. Это неспроста, ведь инженеры компании с первого дня старались делать максимально надёжный и производительный продукт. В процессе разработки и усовершенствования серийных продуктов было создано множество новых технологий и фишек, устраняющих узкие места в производительности и повышающих удобство наладки и тонкой настройки системы. А кто-то понял две простых штуки. Первая: компьютерным энтузиастам тоже нравится выжимать все соки из железа. Вторая: ПК-энтузиасты и геймеры — это практически единая аудитория.

Затем внутренние наработки попали на рынок?

Да, вы угадали. У нас родилась идея: выделить наиболее инновационные и технически заряженные устройства в отдельный бренд Republic of Gamers. Так в 2006 году появилась материнская плата ROG Crosshair Extreme для процессоров AMD, а следом за ней — ROG Commando на популярном чипсете Intel P965. Обе платы позволяли оверклокерам выжимать из системы максимум быстродействия, они были горячо восприняты энтузиастами и журналистами. В итоге получилось даже лучше, чем загадывали: бренд, который должен был предлагать крутые продукты, стал во многом формировать спрос на компьютерный гейминг.

2

Получается, изначально вы целились в любителей мощных десктопов, а игровая аудитория с ними просто пересекалась?

Не совсем. 15 лет назад продукты ROG разрабатывались в первую очередь для ПК-энтузиастов и любителей, которые хотели получить от компьютера или ноутбука максимум производительности. И так уж вышло, что те же самые люди двигали гейминг вперёд. Это они собирали компьютеры под условный «Крайзис». То есть равнялись мы на тех, кто брал топовое железо и запускал на нём ААА-хиты. После успеха первых продуктов компания привлекла лучших оверклокеров к созданию материнских плат и видеокарт ROG. Так удалось закрепить лидерство на рынке по количеству рекордов, установленных с использованием наших продуктов, которое сохраняется и сегодня. Многие новые технологии, разработанные для ROG, проходили обкатку у максимально требовательной аудитории, а затем появлялись в более массовых линейках.

ROG в России присутствует уже 15 лет, за это время явно накопились яркие воспоминания. Что самое интересное произошло за эти годы?

Был у нас один… курьезный случай на заре становления бренда в РФ. Олды помнят, что раньше в комплекте со всеми видеокартами шёл CD с драйверами. Как-то раз в представительство ASUS обратилась женщина с необычной проблемой. Она спросила, почему на диске для видеокарты записан фильм для взрослых. Как вы понимаете, CD производят не на том же заводе, что и видеокарты, а создают мастер-образ и передают его подрядчику. Как оказалось, инженер, ответственный за подготовку мастер-копии, то ли записал не тот файл, то ли отправил не тот образ… Ну и по миру разошлась партия видеокарт с сюрпризом. А уже потом мама застала своего сына в такой пикантной ситуации. Впрочем, я уверен, что видеокарты ROG покупали не ради возможного «бонуса». В те времена Twitter не был особенно популярен, поэтому описанный случай не стал вирусным. Ну а с инженером, само собой, контракт расторгли.

3

Раз уж вы заговорили про хороший спрос, какие продукты выстреливали лучше всего? Может, случались неожиданные открытия? Скажем, привезли какую-то штуку нишевую в качестве эксперимента, а потом от заказов было некуда деваться.

Если говорить про сумасшедший спрос, то вспомнилась такая история. Примерно к 2014 году в портфеле ROG сформировалась экосистема продуктов для самой требовательной аудитории. Помимо оверклокерской линейки материнских плат и GPU с мощной системой охлаждения появились игровые ноутбуки, геймерская периферия, мониторы и производительные десктопы. Мониторы серии ROG Swift стали первыми решениями на рынке, поддерживающими частоту обновления экрана 165 Гц и технологию NVIDIA G-Sync. Поначалу не все понимали, что даёт новая технология, но потом народ распробовал гейминг с низкой задержкой вывода картинки. Спрос появился не только у профессиональных киберспортсменов и энтузиастов, но и обычных игроков. Производство натурально не поспевало за продажами.

История с ажиотажным спросом на G-Sync запомнилась многим в то время. А что-нибудь ещё непредсказуемое было?

Из недавнего можно вспомнить запуск ROG Phone. Начнём с того, что запуск новой серии — это всегда вызов для компании по множеству причин. Надо предугадать, что хочет аудитория. Нужно донести до потребителей, что у тебя есть решение их проблемы. Надо не облажаться с продуктом… И так далее. Если вспомнить запуск смартфона ROG Phone, это была чистой воды авантюра, но ведь выстрелило! Да, мы столкнулись с некоторой критикой. Нас пытались убедить, что нет понятия «игровой телефон» и нет таких игр, ради которых люди захотят сменить гаджет. Но спрос на наши геймерские смартфоны ежегодно растёт уже 4 поколения подряд, у аппарата появились конкуренты, да и на мобильном рынке развернулась настоящая война за аудиторию.

4

К слову, о конкурентах. Случались ли проблемы с поведением конкурентов на рынке?

Знаете, тут вы в точку. Самая большая проблема начинается, когда с тобой конкурируют не в плане качества и инноваций, а занимаются карго-культом. Размывают аудиторию товарами, которые только внешне соответствуют атрибутам той или иной ниши рынка. В момент взрывного роста популярности ПК-гейминга многие вендоры добавляли слово «игровой» к названию стандартных продуктов, перекрашивали их в модные цвета, и всё. А потом люди, купившие ширпотреб по цене приличного железа, испытывают фрустрацию и негативно относятся ко всему сегменту рынка. В те дни ASUS не поступилась принципами, продолжив выпускать топовые продукты под брендом ROG. А для конкуренции в более доступном ценовом классе создали линейку TUF Gaming. Она закрывает потребности более широкого круга игроков, при этом сохраняя надёжность и фирменные технологии ASUS.

Как изменилась ваша аудитория с годами? Что сейчас выпускает ROG и для кого?

Как я уже говорил, на заре создания бренда ROG типичный геймер зачастую был одновременно и энтузиастом, выбирающим самое мощное железо и разгоняющим его для лучшей производительности. За последнее десятилетие компьютерный гейминг стал гораздо популярнее и разнообразнее. С одной стороны, многие владельцы консолей начали играть на ПК, чтобы получить максимум от игры в плане графики и не только. С другой — активно выросла армия любителей онлайн-баталий. А сам киберспорт диверсифицировался: появились не только любители казуальных хитов вроде Fortnite, но и профессиональные атлеты в любой игре. Вообще любой.

Соответственно, для каждой из этих маленьких и пересекающихся групп нужно что-то своё. Но самое интересное, что в большинстве случаев разные потребности работают на одинаковых технологиях. Просто смещается акцент. Ну и ещё стала важна вертикальная интеграция. Вам уже недостаточно просто флагманской мышки или монитора для побед. Чем глубже вы погружаетесь в киберспорт, тем быстрее понимаете, что неважных элементов нет.

5

Ну да, победа складывается из маленьких деталей. Как говорится, «Не было гвоздя — подкова пропала, не было подковы — лошадь захромала»…

Именно! Для сетевых шутеров и «королевских битв» важна производительность системы в целом, позволяющая выжать максимальный фреймрейт, а также возможность минимизировать input lag. И тут идеальный выбор — графические адаптеры нового поколения, игровая периферия ROG с надёжными переключателями и быстрым оптическим сенсором, мониторы ROG с частотой обновления 360 Гц. Чтобы гарантировать скорость соединения с игровыми серверами, Republic of Gamers предлагает серию беспроводных роутеров, поддерживающих сервис WTFast. Наконец, мобильный гейминг ежегодно растёт.

Тем, кто хочет запускать любимые релизы на смартфоне с максимальным комфортом, компания предлагает ROG Phone 5. В прошлом году линейку мобильных продуктов пополнили мониторы USB-C с частотой обновления 240 Гц, позволяющие зарубиться на телефоне или ноутбуке в популярные хиты с высоким fps.

Геймеры пользуются разными устройствами. Как вы думаете, что отличает эту аудиторию от других пользователей? Что она больше всего ценит?

Конечно же, для геймера главное — игра, а если ещё точнее: получение удовольствия от процесса, и удовольствие это для каждого своё. Кто-то хочет погрузиться с головой в другой мир, который сложно отличить от реального. Например, попасть на Дикий Запад в RDR2 или на улицы неонового мегаполиса в Cyberpunk 2077. Кто-то кайфует от онлайн-побед в Warzone, Dota2 или потому, что первым добегает до финиша в Fall Guys. Многим необходимо общение, но абсолютно каждому важно, чтобы всё работало без проблем.

6

Безусловно, мы стараемся сделать продукты ROG не только самыми производительными, но и надёжными. Используем многоступенчатое тестирование, применяем лучшую элементную базу. Это позволяет предоставлять расширенную гарантийную политику: давать больше за те же деньги. Так, например, для пользователей ноутбуков ROG доступно премиальное обслуживание по принципу pick up and return: при наступлении гарантийного случая курьер заберёт лэптоп в сервис и доставит его обратно после ремонта. Геймерам важно, как выглядит и ощущается продукт. Поскольку во время пандемии сложно посещать магазины, мы начали снимать ролики с анбоксингом новинок, которые доступны на YouTube-канале ROG Russia.

А как вы относитесь к RGB-подсветке в игровых устройствах, на тему которой так любят шутить в интернете?

RGB-подсветка стала мемом и зачастую воспринимается как признак дурного тона. Она не всегда применяется с умом как изготовителями железа, так и пользователями. Последние часто даже не включают синхронизацию подсветки, а ведь ASUS Aura Sync реально позволяет делать очень крутые эффекты, соединяя подсветку всех устройств. Дизайнеры ROG обладают чувством вкуса и умеренности. Даже если, допустим, будет выпущен пауэрбанк ROG с RGB-подсветкой, он будет настолько элегантным и привлекательным аксессуаром, что в целях безопасности нам придётся рекомендовать не класть его в наружный карман рюкзака во время уличных прогулок в тёмное время суток.

Ладно, теперь перейдём к сложным вопросам. Как думаете, когда закончится дефицит игрового железа?

Ох, ну и вопросы у вас… Так, давайте попробуем разложить проблему на составляющие. Для определения сегодняшней ситуации больше подходит термин «спрос, значительно превышающий предложение». Товаров на рынке не хватает не потому, что их меньше производят. Просто спрос настолько вырос, что не удаётся удовлетворить все заказы, — причём даже производя больше продукции, чем годом ранее.

7

Здесь виноваты не злые вендоры, которые хотят отгружать комплектующие втридорога. Мы бы с радостью продали втрое больше, но в современной экономике всё взаимосвязано. Вы не можете просто взять в три раза больше людей и оборудования, чтобы увеличить производительность на 200%. Есть цепочки поставок, и они часто ограничивают возможности компаний в таких непростых ситуациях. Рост производства ограничен нехваткой полупроводников, вызванной большим лагом в планировании чипмейкерами и прошлогодним локдауном из-за COVID-19. С другой стороны, криптовалютный бум привёл к взрывному увеличению спроса на графические адаптеры. Майнеры готовы покупать видеокарты по высоким ценам.

И что теперь делать геймерам?

Цены на GPU достигли уровня, когда геймерам выгоднее приобрести готовый десктоп или ноутбук, где зачастую стоимость системы ниже цены самого видеоадаптера. То, что люди были вынуждены находиться дома из-за коронавирусных ограничений, привело к росту спроса на электронику в целом и на игровые устройства особенно. NVIDIA, начиная с моделей RTX 3070 Ti и RTX 3080 Ti, производит версии с ограниченной производительностью в майнинге, что может обеспечить геймерам лучшую доступность этих компонентов. Если же эта инициатива не поможет, то спрос и предложение ещё долго могут не прийти в равновесие. По крайней мере, в обозримой перспективе будет трудно существенно увеличить производство чипов. А низкая доходность традиционных финансовых инструментов толкает инвесторов к вложениям в криптовалюты, что увеличивает доходность от майнинга и спрос на видеокарты.

Несколько лет назад запустили программу Powered By ASUS для партнёров, которые производят мощные игровые ПК. Мы отдаём приоритет таким компаниям при распределении горячих товаров, чтобы поддержать геймеров. Для ASUS игроки стали важной аудиторией 15 лет назад, когда компьютерный гейминг не был массовым. Я уверен, что геймеры останутся самой важной аудиторией для компании и завтра.

Раз уж мы заговорили про перспективы, как планируете развивать бренд ROG? Что нас ждёт?

Нейроинтерфейсы, наноботы и кибероптика — может быть, и этим займёмся. Кто знает? Сегодня можно сказать одно: ROG — экосистема продуктов для геймера, отвечающая самым высоким запросам. Мы продолжим работать над тем, чтобы удержать эту планку и поднять её на новый уровень. И если игры эволюционируют до прямого подключения в мозг, то будьте уверены: у ROG будет самый быстрый и производительный интерфейс. Мы уж постараемся.

Подробнее о Republic of Gamers

Поделиться ссылкой: