Когда-то для зарядки смартфонов их приходилось оставлять на всю ночь у розетки, но технологии не стоят на месте: сейчас для 100-процентной подпитки АКБ достаточно пары часов. Или даже 15 минут, если речь про передовые новинки мобильного рынка. Разбираемся, безопасно ли заряжать батарею телефона с такой скоростью.
Компания Infinix в конце 2022-го представила новый флагман. На коробке модели Zero Ultra гордо красуется надпись про зарядку на 180 Вт. Для понимания масштабов: у многих ультрабуков мощность ЗУ не превышает 100Вт. А здесь речь про смартфон! Это действительно важная цифра или же простая маркетинговая уловка? Давайте разбираться.
Что позволяет зарядка на 180 Вт?
Представьте ситуацию: вам нужно выходить из дома, а телефон вот-вот вырубится. Повербанк тоже запропастился чёрт знает где или разрядился. Знакомо? С Infinix Zero Ultra таких проблем не возникнет. Включаем специальный пресет суперзарядки (180 Вт) — и за 10 минут батарея подпитывается с 5 до 95 процентов. В обычном режиме (60 Вт) полное восполнение энергии АКБ занимает почти час, но это тоже хороший показатель. Вдобавок нет дополнительной нагрузки на сам аккумулятор и цепи питания в телефоне.
Столь выдающихся значений удалось добиться за счёт улучшения всех компонентов, связанных с подпиткой. Сетевое ЗУ имеет GaN-транзисторы, способные обеспечивать высокие токи без серьёзного нагрева. По этому показателю нитрид галлия втрое превосходит классический кремний. Такая особенность ограничивает применение GaN-транзисторов в низковольтных схемах, зато гарантирует отличные результаты при работе с высокими токами и напряжениями.
Внутри гаджета инженеры Infinix создали новые цепи контура питания. Дорожки сделали шире и как можно короче (сократив общие размеры питающего контура на 60%), чтобы снизить нагрев от сопротивления контура и уменьшить создаваемые цепью питания ЭМ-помехи. Батарея тоже необычная. С одной стороны, используется классическая схема из двух последовательно соединённых ячеек, которые заряжаются до 4,3-4,35 вольта. С другой — специальные изменения в конструкции катода, анода и электролита позволили заряжать и разряжатьаккумулятор с рейтингами до 8С (то есть токами, в восемь раз превышающими численное значение ёмкости батареи). По сути,АКБ превратили в массив микро-ячеек с увеличенными по площади электродами. Последние подпитываются параллельно, уменьшая внутреннее сопротивление и снижая нагрев аккумулятора.
Даже кабель ЗУ сделали непростым! Внутри — особые температурные датчики, контролирующие температуру проводника. Если провод перегреется из-за повреждения или факторов внешней среды, смартфон об этом узнает и сразу понизит токи зарядки до безопасных. Или вовсе прекратит восполнение энергии при обнаружении короткого замыкания.
Бабахнет? Не должно!
Следует понимать, что 180 Вт — это всё-таки не шутки. Инженеры Infinix позаботились, чтобы процесс скоростной зарядки был безопасным. Во-первых, кроме вышеупомянутых датчиков в кабеле, 20 специальных сенсоров мониторят температуру, сопротивление цепи и электромагнитные помехи по всей длине зарядного контура. Они установлены и в батарее,и на материнской плате гаджета, и в разъёме питания, и внутри 180-ваттного БП.
Во-вторых, китайцы не поленились получить сертификат безопасности в известной организации TÜV Rheinland. Педантичные немцы тщательно проверили семплы на соответствие принятым стандартам безопасности по использованию и зарядке аккумулятора. То есть убедились, что суперскоростная подпитка может функционировать в различных температурных, влажностных и прочих условиях без риска устроить зажигательную вечеринку.
Наконец, внутренние тесты компании показали, что подготовленная к суперзарядке батарея оказалась выносливее обычной. 700 циклов полного разряда с последующим зарядом сократили ёмкость всего на 10%, а к 1200 циклам аккумулятор потерял ещё 10%. Следовательно, даже спустя три года ежедневной эксплуатации АКБ будет по-прежнему хорошо держать заряд,а если не высаживать её «в ноль» — продержится ещё дольше.
Почему самый шустрый режим нужно включать вручную?
Во многих смартфонах ячейки АКБзаряжаются до большего напряжения, чем рассчитано изначально заводом-изготовителем. Это относительно безопасно, но сокращает ресурс литиевой батареи, поскольку увеличивает риск «застревания» металлического лития на полюсах батареи в неподвижном состоянии (неподвижные структуры не участвуют в хранении заряда). Ресурс аккумулятора расходуется как при зарядке, так и при разрядке большими токами.
Так как аппарат не может создать достаточную нагрузку для супербыстрого разряда батареи, это частично защищает внутренние структуры от деградации. Поэтому производители балансируют между достаточно шустрым восполнением заряда, габаритами батареи, её ёмкостью и сроком службы элементов питания. Нет смысла создавать вечную АКБ, жертвуя ускоренной подпиткой, если устройство морально устареет раньше, чем его аккумулятор начнёт терять ёмкость.
Для сравнения отметим: аккумуляторы гоночных RC-моделей способны отдавать токи с рейтингами до 100С (в сто раз больше ёмкости батареи),обеспечивая питанием мощные электромоторы дронов и гоночных болидов. Однако подпитывают их медленно, с рейтингом 1С, причём с той же целью:продлить срок службы АКБ (а это считаные разы её применения на соревнованиях). Никому не хочется проиграть гонку из-за того, что поспешил при заряде батарейки!
Поэтому в базовом режиме смартфон заряжается за ~60минут (чего вполне достаточно в повседневной эксплуатации), используя лишь треть от максимально возможных токов, — так продлевается срок службы аккумулятора и снижается износ ячеек. В экстренной ситуации аппарат способен переварить экстремальные токи без особого ущерба для начинки и состояния АКБ, восполнив заряд с нуля до 80%буквально за 10 минут.
Хорош не только скоростной зарядкой
Пока что стандарт Thunder Charge есть только в одном устройстве — Infinix Zero Ultra. Это флагман компании, оснащённый по-настоящему топовыми технологиями. Смартфон, помимо рекордно быстрой зарядки, может похвастать большим и плавным AMOLED-дисплеем, мощной камерой (200 Мп, оптическая стабилизация, светосильный объектив),холодным и производительным чипсетом MTK Dimensity 920 и шикарным внешним видом. Полный обзор флагмана Infinix можно прочитать на нашем сайте.