26.04.2024

Обзор NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti: королева 4K-гейминга

Дефицит видеокарт — хороший повод выбрать флагманскую модель, чтобы надолго забыть о колебаниях курса и проблемах с поставками кремния. К нам на обзор попала NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti. Рассказываем, на что она способна и почему останется актуальной в ближайшие несколько лет.

NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti

В иерархии NVIDIA видеокарта формально занимает второе место. Но RTX 3090 корректнее считать представителем профессиональной серии Titan. А значит, именно RTX 3080 Ti на деле стала топовым потребительским решением в серии. И это заметно по её характеристикам. В переводе с сухого языка цифр чистая вычислительная мощность Ti-версии примерно на 15% больше, чем у стандартной. Когда речь заходит о гейминге в высоком разрешении и трассировке лучей, такая прибавка может ощутимо повлиять на стабильность частоты кадров.

Графический процессор GA102, на базе которого построено устройство, получил по 80 исполнительных блоков и RT-ядер против 68 у базовой версии. Объём видеопамяти GDDR6X вырос с 10 до 12 ГБ, а ширина шины увеличилась с 320 до 384 бит, благодаря чему пропускная способность памяти подскочила до 912 ГБ/с. Другими словами, это минимально урезанная RTX 3090, потерявшая всего 256 ядер CUDA и половину VRAM, но даже оставшейся с запасом хватит для любых игр.

Мощная начинка в строгом дизайне

Штатная система охлаждения представлена фирменным двухслотовым радиатором с испарительной камерой и двумя 85-мм вентиляторами — по одному на каждой стороне. При этом кулер выбрасывает за пределы корпуса лишь половину горячего воздуха, а вторая вдувается внутрь. Такое разделение потоков увеличивает эффективность отвода тепла от GPU, но устанавливать референсную версию видеокарты в тесный или плохо продуваемый корпус не стоит. Помимо вентиляционных отверстий на торцевой заглушке разместился стандартный набор портов: три выхода DisplayPorts 1.4 и один HDMI 2.1.

NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti

На верхней грани графического адаптера находится один 12-контактный разъём питания. Он способен пропустить до 300 Вт мощности — ещё 75 Вт обеспечит разъём PCI-Express. Для удобства укладки кабеля коннектор расположен под углом — правда, оценить его эргономику смогут лишь владельцы совместимых БП. Остальным придётся использовать массивный переходник на два 8-пиновых штекера из комплекта поставки. Впрочем, огромной видеокарту тоже не назовёшь: она минимум на один слот расширения тоньше большинства OEM-решений.

Технические характеристики

ГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССОР
GA102-225
80 исполнительных блоков
10 240 CUDA-ядер
80 RT-ядер второго поколения
320 тензорных ядер третьего поколения
базовая частота: 1365 МГц
заводской разгон: до 1665 МГц
ПАМЯТЬ
12 ГБ GDDR6X @ 320 бит
912 ГБ/с
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
GPU: 34,09 Tфлопс FP32
ПРОЧЕЕ
TDP 350 Вт
Коннекторы питания: 1×12-pin (рекомендуемый БП от 850 Вт)
Шина PCI-Express 4.0
NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti

Сила нейросетей

Как и все представители серии RTX 30, флагманская видеокарта полагается не только на объём видеопамяти. Козырем нового поколения «зелёных» стала архитектура Ampere, при разработке которой вендор учёл особенности предыдущей линейки. Речь не только об улучшении энергоэффективности благодаря использованию более «тонкого» техпроцесса. Заодно были значительно улучшены возможности тензорных ядер, отвечающих за нейросетевой апскейлинг, который стал гораздо более эффективным. Именно работа этой технологии делает покупку RTX-модели оптимальным приобретением с хорошими перспективами.

Как это работает?

Аббревиатура DLSS расшифровывается как Deep Learning Super Sampling, или «суперсэмплинг при помощи глубокого машинного обучения». Говоря более простым языком, это технология сглаживания, за работу которой отвечает нейросеть. При её использовании видеокарта рендерит кадры игры в низком разрешении (например, в 720p), значительно снижая нагрузку на графический процессор. Затем специально обученный на поддерживаемых играх алгоритм производит апскейлинг, растягивая картинку до выбранного разрешения вплоть до 8K.

Разумеется, при таком подходе картинка неизбежно «замылится». Но перед выводом сцены на экран нейросеть «дорисовывает» недостающие пиксели, используя данные, полученные из предыдущих кадров. Заодно к ним применяются алгоритмы сглаживания и накладываются постэффекты. В результате такой обработки разницу между нативным и «сгенерированным» разрешением можно заметить разве что на стоп-кадре. Зато возросшая частота кадров видна невооружённым глазом.

Другими словами, DLSS значительно продлевает срок актуальности видеокарты. Даже если через несколько лет она будет тянуть новые блокбастеры лишь в 720p, картинка почти не потеряет в чёткости даже при использовании 4K-монитора. Да и в 2021-м это весомый повод обновить дисплей, не беспокоясь об игровой производительности. Единственный минус технологии — её поддерживают не все игры. Впрочем, число совместимых с DLSS произведений постоянно увеличивается.

NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti

Ещё одна визитная карточка новых GeForce — поддержка технологии DXR. И хотя библиотека игр с переключателем RTX On на сегодня невелика, качество освещения и отражений эта функция меняет кардинально. Как говорится, лучше один раз увидеть. А в сочетании с DLSS вся эта красота ещё и не будет просаживать счётчик fps. Что особенно важно, за сценарии с рейтрейсингом отвечают выделенные ядра, которые не отнимают ресурсы у GPU. Благодаря этой особенности архитектуры производительность видеокарт NVIDIA в таком режиме работы оказывается выше, чем у моделей конкурента.

На что способен флагман?

В качестве тестовой платформы мы использовали производительный ПК на базе флагманского процессора AMD Ryzen 9 с быстрым твердотельным накопителем. Использование топовых комплектующих, в том числе разогнанной оперативной памяти, исключило появление «узких мест», способных просадить производительность всей системы. Возможности GeForce RTX 3080 Ti мы сравнили с её базовой версией, чтобы объективно оценить прирост мощности.

NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti

Конфигурация тестового стенда

ПРОЦЕССОР
AMD Ryzen 9 5950X @ 4,9 ГГц
16 ядер, 32 потока
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
32 ГБ DDR4 @ 3933 МГц
НАКОПИТЕЛЬ
1 ТБ Corsair Force Series MP600 2 ТБ
PCIe 4.0 NVMe SSD
ВИДЕОКАРТЫ
Референсная GeForce RTX 3080 Ti FE
AORUS GeForce RTX 3080 XTREME 10G

Синтетическое тестирование не даёт прямого представления о кадровой частоте в конкретных играх. Зато оно более точно показывает потенциальные возможности видеокарты без поправок на качество оптимизации. Кроме того, бенчмарки нагружают железо на все сто процентов, так что заодно проводится и стресс-тест системы охлаждения.

Видеокарта

Unigine Superposition Extreme

3DMark FireStrike
Ultra

3DMark Time Spy Extreme

3DMark Port Royal 

NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti FE

12 295

12 115

9907

12 806

GIGABYTE GeForce RTX 3080 AORUS Extreme

11 057

10 922

8943

11 367

По результатам тестирования прирост мощности Ti-версии очевиден. Но ценой буста производительности стало повышенное тепловыделение. В режиме простоя карточка прогревалась до вполне приемлемых 45 °C, но в играх и бенчмарках температура поднималась до 76, а порой и до 80 градусов Цельсия. При таких показателях уровень шума превышал 40 дБ — работу кулера видеокарты было слышно даже днём.

NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti

За исключением этого нюанса заводская СО в целом справляется со своей задачей. Даже при разгоне GPU на 230 МГц и ПСП до 21 Гбит/с видеокарта без проблем прошла тест в Furmark. Только температура при этом была далека от комфортной: если 85 °C для видеоядра ещё не потолок, то 94 — уже повод задуматься. Заодно при оверклокинге выросло и энергопотребление, слегка превысившее 370 Вт. Это почти пиковое значение для имеющейся конфигурации, так что любителям разгона лучше присмотреться к нереференсным моделям.

Боярская мощь

2160p, высокие настройки

Assassin’s Creed Valhalla

Gears 5

Star Wars Squadrons

Hitman 3

Detroit Become Human

Cyberpunk 2077

NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti FE

55 fps

98 fps

161 fps

94 fps

103 fps

42 fps

GIGABYTE GeForce RTX 3080 AORUS Extreme

49 fps

87 fps

148 fps

82 fps

93 fps

36 fps

Даже без помощи DLSS видеокарта обеспечила комфортную частоту кадров во всех протестированных играх. Включение чистого рейтрейсинга, увы, просаживает эти цифры до неприемлемых значений. А вот комбо из DXR и нейросетевого апскейлинга позволяет в полной мере ощутить преимущества «боярской» платформы без потери производительности. Ниже 60 fps просела только Cyberpunk 2077 — впрочем, проблемы с оптимизацией у неё есть и в более низком разрешении.

NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti

Алгоритм второго поколения проявляет себя отлично: картинка не «мылится» и не фризит. В редких случаях на заднем плане статичных сцен можно разглядеть небольшое размытие, но ни в какое сравнение с пресловутой хроматической аберрацией этот эффект не идёт. В динамичных тайтлах он и вовсе незаметен, в отличие от приличной кадровой частоты, которую обеспечивает фирменная технология NVIDIA.

2160p, RT + DLSS

Control

Metro Exodus

Watch Dogs Legion

Cyberpunk 2077

Battlefield V

Call of Duty: Black Ops Cold War

NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti FE

65 fps

63 fps

63 fps

49 fps

79 fps

179 fps

GIGABYTE GeForce RTX 3080 AORUS Extreme

54 fps

56 fps

59 fps

45 fps

70 fps

154 fps

Итоги

NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti полностью оправдывает статус флагмана. По части игровой производительности она практически не отстаёт от гораздо более дорогой RTX 3090, преимущества которой раскрываются лишь в рабочих задачах. Видеокарта уверенно пашет в нативном разрешении 4K, а благодаря поддержке DLSS запаса мощности ей хватит на несколько лет вперёд. При этом у неё умеренные требования к блоку питания и она не перегревается под нагрузкой, если не баловаться ручным оверклокингом.

Из минусов референсной версии можно отметить разве что чуть повышенный уровень шума и фактическую розничную цену — впрочем, с последним сегодня остаётся лишь смириться как с новой реальностью рынка.

Поделиться ссылкой: