26.04.2024

Автомобиль — это новый смартфон. Как Google, Apple и «Яндекс» делят перспективный рынок

Смартфонные войны давно закончились: рынок поделили Google и Apple, появиться новому игроку почти нереально. Теперь корпорации вступили в иную битву — за внимание водителей и пассажиров авто.

Автомобиль — это новый смартфон

Автопроизводители проектируют модели за три-пять лет до того, как те поступят в продажу. Это означает провал любой попытки поспеть за развитием информационных технологий, поэтому концернам пришлось просить помощи у Купертино. Калифорнийская корпорация протянула руку помощи, ведь так велик шанс привлечь свежую аудиторию.

Apple представила мультимедийную систему CarPlay в 2014-м, год спустя Google последовала примеру, выпустив Android Auto. Своя платформа в 2017-м появилась и у «Яндекса». Все они предлагают примерно одно и то же: ведут по маршруту, включают музыку через стриминговые сервисы, умеют звонить по телефону и так далее. В каждой есть голосовой ассистент. Он помогает водителю взаимодействовать с интерфейсом, не отвлекая от вождения.

Автомобиль — это новый смартфон

Где можно встретить мультимедийные платформы

С 2015 года Google и Ford начали обсуждать внедрение ПО в машины. Тем не менее сделка развалилась: автоконцерн настаивал на эксклюзивности, а IT-корпорация планировала продавать свои технологии другим производителям. Теперь Android стоит в моделях Volvo, Chrysler, Jeep, Plymouth, Honda и других. Некоторые согласились на пакет приложений Google Automotive Services, который включает Google Maps, Assistant и магазин Google Play.

Apple сконцентрирована на проекте своего беспилотника Project Titan. Компания несколько раз меняла стратегию: от создания ПО для самоуправляемых машин до разработки полностью собственной модели без партнёров.

В битве за умы автомобилистов корпорации применяют привычные стратегии. Google делает ставку на сотрудничество с множеством вендоров. Apple же хочет готовый продукт, созданный по её собственным лекалам.

В освоении авторынка заинтересована и Amazon, но её продукты популярны в основном в Штатах. Модели BMW и General Motors с Alexa на борту дебютировали в 2019 году, позже голосовой помощник Amazon появился в автомобилях других брендов. Для остальных предлагается колонка Echo, которая вставляется в решётку вентиляции.

У «Яндекса» свой путь: российский IT-гигант продаёт не ПО, а бортовые компьютеры «Яндекс.Авто» целиком. Они предустановлены в ряде моделей Hyundai, Nissan, Kia, Mitsubishi и других концернов, которые ввозятся в РФ. Линейку LADA тоже оснастили отечественной системой.

Автомобиль — это новый смартфон

Регулирующие органы не в восторге

Антимонопольные ведомства и защитники конфиденциальности переживают, что корпорации получат ещё больше пользовательских данных. К тому же техногиганты не дают развиваться менее влиятельным конкурентам. К примеру, на это уже жаловались американскому Конгрессу разработчики онлайн-карт Mapbox.

Когда активно развивался рынок смартфонов, Google предпринимала похожие шаги: заботилась о том, чтобы её поиск стоял в iPhone по умолчанию, а доступ к магазину приложений Android предоставляла только вместе с пакетом остальных своих сервисов. К «яблочной» компании тоже имеются претензии: её Apple Car может послужить поводом завлечь ещё больше людей в экосистему.

Автомобиль — это новый смартфон

Пока к брендам не предъявляют антимонопольных исков за автомобильные платформы, но они уже платят миллиардные штрафы за доминирующее положение на рынке телефонов.

Пока трудно сказать, удастся ли Apple и Google установить дуополию на мировом рынке автосистем. А тем более на российском, где есть собственный сильный игрок — «Яндекс». Однако уже понятны методы, на которые сделали ставки IT-гиганты.

Машина от автопроизводителя со сторонней IT-начинкой. Либо модель, спроектированная и изготовленная как единый программно-аппаратный комплекс. Какой подход ближе вам?

Поделиться ссылкой: