26.04.2024

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT: билет в высшую лигу

В этом году топовые видеокарты с трассировкой лучей и умным апскейлингом перестали быть эксклюзивом NVIDIA. Ответом AMD на новую серию GeForce стал релиз линейки Radeon 6000. К нам на обзор попала флагманская RX 6800 XT. Разберёмся, удалось ли бренду вернуться на железный Олимп.

Гонка вооружений

Выпуск серии Radeon RX 6000 стал для AMD не просто перегруппировкой в затяжной войне с NVIDIA. На этот раз производитель перешёл в масштабное контрнаступление, оснастив новинки аппаратной трассировкой лучей и собственной альтернативой технологии DLSS. Это позволило «красным» навязать сопернику полноценную конкуренцию в борьбе за кошельки геймеров.

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT

Модель RX 6800 XT занимает в иерархии AMD примерно то же место, что и GeForce RTX 3080 у «зелёных» — ещё не топ, но уже флагман. Новинка лишь незначительно уступает более мощной 6900 XT и заметно превосходит базовую версию по вычислительной мощности. Как она себя покажет на практике, разберёмся ниже. Но сначала напомним, чем интересен графический чип Navi 21, на котором построены видеокарты 2021 года.

Больше, чем апгрейд

Как мы уже упоминали ранее, архитектура RDNA 2 стала качественным переосмыслением предшественницы. За счёт огромного объёма быстрого L3-кэша графический процессор получил скоростной доступ к видеопамяти. Это обеспечило внушительную пропускную способность памяти (ПСП) при сравнительно узкой шине. Такая схема в производстве гораздо дешевле чипов HBM2, что во многом компенсирует разницу в чистой производительности.

На практике из 256-битной шины «красным» удалось выжать почти вчетверо больше номинала (правда, речь только о прямых запросах GPU). По информации AMD, это около 58% всего объёма данных в игровых сценариях. Но даже так быстродействие заметно растёт в ресурсоёмких сценах и при 4K-гейминге. Производитель заявляет, что ПСП новых видеокарт примерно вдвое выше, чем у моделей поколения CGN с 384-битной шиной.

Зато энергопотребление, напротив, сократилось на 50%.

Само собой, в наличии все преимущества актуального API DirectX 12 Ultimate. Задача всех этих технологий — ускорить производительность видеокарт в играх. Но бесконечно наращивать мощность железа невозможно, поэтому разработчикам приходится идти на компромиссы и всевозможные ухищрения. Например, затенять только важные для кадра текстуры в высоком разрешении с помощью функции Variable Rate Shading, или VRS. Условные булыжники под забором здания на периферии кадра всё равно не бросаются в глаза — так что на них можно наложить одинаковые тени с низкой детализацией. Более важные для сцены модели по центру экрана при этом в качестве не потеряют, зато нагрузка на GPU снизится. А технология Sampler Feedback Streaming проделывает тот же трюк с текстурами и тенями, в зависимости от расстояния до них.

По схожему принципу работает и метод Mesh Shading. Вместо централизованного обсчёта всей сетки полигонов в кадре её разные участки раздаются отдельным потокам инструкций. При этом в первую очередь обрабатываются текстуры, которые видит игрок, — а постепенная подгрузка или пропуск невидимых участков никак не испортят гейплей. Наконец, функция шейдинга в текстурном пространстве (TSS) сохраняет данные про уже использованные кадры, что помогает при построении следующих. Вместо постоянной отрисовки одинаковой картинки она повторно использует готовые текстуры, чтобы сэкономить ресурсы железа.

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT

Другое значимое добавление — долгожданная поддержка заветного режима RTX On. Для этого видеокарты на архитектуре RDNA 2 оснастили набором так называемых RA-блоков (Ray Accelerators). Как утверждает AMD, их производительность в сценариях с трассировкой лучей десятикратно превосходит возможности программных алгоритмов. Однако напрямую сравнить их работу с RT-ядрами карточек NVIDIA не получится. Пускай речь о похожих задачах, оба вендора оценивают эффективность своих технологий по разным критериям.

Вместе с лучами карточки обзавелись ещё одной полезной опцией для экономии ресурсов при игре в высоком разрешении. Технически за названием FidelityFX Super Resolution скрывается старый добрый суперсэмплинг, только функционирует он наоборот. Текстуры изначально рендерятся в пониженном разрешении и масштабируются до пользовательского, после чего улучшаются при помощи постэффектов и выводятся на дисплей.

Артефакты, возникающие при такой обработке, на выходе гасятся цифровым шумодавом.

Как и при обычном снижении разрешения, нагрузка на графический процессор в таком режиме заметно снижается, но итоговая картинка не выглядит замыленной. Ещё один плюс технологии — более низкий, чем у NVIDIA DLSS, порог вхождения для разработчиков. Не нужно подолгу натаскивать нейросеть на конкретный ААА-хит: достаточно внедрить несложный API и добавить в меню настроек соответствующий переключатель. На бумаге решение AMD уступает конкуренту, использующему тензорные ядра. Но различить тонкости работы обоих решений на глаз — задача не из простых.

Приятный бонус актуальной архитектуры — поддержка технологии Smart Access Memory. Она позволяет центральному процессору обращаться ко всему объёму видеопамяти через интерфейс PCI-Express вместо небольшого буфера на 256 МБ. Действует она только в связке с процессорами Ryzen 5000 и чипсетами AMD X570 и B550, обеспечивая, по заверению разработчиков, в среднем 6% прибавки к игровой производительности.

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT

Что внутри?

Radeon RX 6800 XT построен на 7-нм графическом процессоре Navi 21. В отличие от базовой, XT-модификация получила практически полную версию GPU. Доступны 72 из 80 возможных вычислительных блоков (CU), что даёт 4608 потоковых процессоров против 3840 у младшей модели. Количество текстурных блоков увеличилось до 288, а блоков трассировки лучей — до 72. Соответственно, выросла и чистая вычислительная мощность: с 16,2 до 20,7 Тфлопс при расчётах с одинарной точностью (FP32). А вот пиковое энергопотребление подскочило не столь значительно — с 250 до 300 Вт.

Объём видеопамяти GDDR6 и ширина шины не изменились: 16 ГБ, 256 бит. Но, как упоминали ранее, проблемы последнего параметра в RDNA 2 решает игровой кэш третьего уровня, поэтому видеокарта не пасует даже перед прожорливым 4K-геймингом. С разрешениями поменьше проблем тоже нет, что мы и проверим на практике.

Технические характеристики

GPU
AMD Navi 21 @ 2250 МГц
МИКРОАРХИТЕКТУРА
RDNA 2
ТЕХПРОЦЕСС
TSMC 7 нм второго поколения
519,8 мм2
26,8 млрд транзисторов
КОНФИГУРАЦИЯ ЯДРА
72 вычислительных блока по 64 шейдерных процессора (4608 всего)
72 блока трассировки лучей
288 блоков выборки текстур
128 блоков растеризации
КОНФИГУРАЦИЯ ПАМЯТИ
16 ГБ GDDR6 @ 256 бит
128 МБ кэш-памяти Infinity Cache
суммарная пропускная способность — до 512 ГБ/с
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ТЕПЛОВЫДЕЛЕНИЕ
20,7 Тфлопс FP32
41,5 Тфлопс FP16
TDP 300 Вт
ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ПИТАНИЕ
PCI-E 4.0 x 16
8+8 PIN ATX12v

Ближе к телу

Внешне видеокарта в референсном исполнении выглядит в точности как младшая модель серии. Она использует тот же кулер шириной в два слота расширения, дополненный тремя вентиляторами. На панели вывода разместились два разъёма DisplayPort 1.4a, один HDMI 2.1 и порт USB Type-C. К нему, помимо VR-гарнитуры, можно подключить монитор с подходящим интерфейсом. Вентиляционной решётки на привычном месте нет — горячий воздух выдувается через верхний торец видеокарты прямо в корпус ПК.

С учётом возросшего TDP это увеличивает и требования к системе вентиляции корпуса. Впрочем, это замечание актуально только для референского дизайна карты.

В режиме простоя и просмотра интернет-страниц, включая YouTube, вентиляторы видеокарты полностью останавливаются и стартуют только на отметке термометра около 55 °C, когда возрастает нагрузка на графический процессор. На штатных настройках даже при прогреве до 85 градусов система охлаждения разогналась до приемлемых 1550 об/мин. Уровень шума при этом составил около 37 дБ, что сопоставимо с дневным фоном в жилом помещении. Ночью же проблема легко решается при помощи наушников.

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT

Если сопоставить характеристики с базовой моделью, графический чип прибавил по тактовым частотам: 1825 МГц в стоке и практически стабильные 2250 МГц при автоматическом разгоне в игровых задачах. Вручную же из GPU удалось выжать 2305 МГц без перегрева и лишнего шума. Немалую роль в этом сыграл хорошо продуваемый корпус с аккуратной укладкой кабелей.

При сравнении видеокарты с продукцией NVIDIA её позиционирование выглядит неоднозначным. Стандартная RX 6800 конкурирует с GeForce RTX 3070, так что XT-версию уместнее сравнивать с более мощной RTX 3080. Но до соперницы «красная» новинка дотягивается не во всех сценариях.

Конфигурация демостенда

ПРОЦЕССОР
AMD Ryzen 9 5900X @ 4,8 ГГц
12 ядер, 24 потока
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
32 ГБ DDR4 @ 3300 МГц
НАКОПИТЕЛЬ
2 ТБ Samsung 970 Evo
PCIe 3.0 x4 NVMe SSD
ВИДЕОКАРТЫ
AMD Radeon RX 6800
NVIDIA GeForce RTX 3070
NVIDIA GeForce RTX 3080

Результаты тестирования

Синтетические бенчмарки обычно далеки от игровых реалий, но лучшего способа померяться «попугаями» пока не придумали. К тому же это хороший способ для оценки номинальной мощности железа в сложных задачах, способных нагрузить системник по максимуму. Неоспоримый плюс таких приложений — отсутствие помех вроде плохой оптимизации.

Бенчмарк

Radeon RX 6800 XT

GeForce RTX 3070

GeForce RTX 3080

3DMark Time Spy Extreme

8259

7006

8848

3DMark FireStrike Ultra

12 206

8640

11 029

3DMark Port Royal

8539

8074

11 342

Что можно сказать после нескольких тестовых прогонов? Radeon RX 6800 XT, как и в ситуации с младшей моделью, догоняет и в одном случае даже перегоняет RTX 3080 — пока дело не доходит до рейтрейсинга. Здесь новинка уже не в силах соперничать с более мощной «зелёной» соперницей. Сказывается разница в подходе к реализации технологии: RT-ядра второго поколения со своей задачей справляются заметно лучше.

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT

Игровые замеры мы проводили в связке с 1440p-монитором. Разрешение Full HD новинке уже не по статусу, а 4K-гейминг без DLSS или FidelityFX Super Resolution до сих пор хромает даже на топовых сборках. Ниже — результаты тестов без включения этих опций в настройках. Ради чистоты эксперимента замерили и фреймрейт с трассировкой лучей.

Все игры запущены в 1440p на высоких настройках

Radeon RX 6800 XT

GeForce RTX 3070

GeForce RTX 3080

Metro Exodus
(RTX off)

84 fps

77 fps

98 fps

Metro Exodus
(RTX on)

57 fps

55 fps

94 fps

Control

(RTX off)

87 fps

88 fps

92 fps

Control

(RTX on)

34 fps

41 fps

55 fps

Far Cry 5

134 fps

127 fps

146 fps

Shadow Of The Tomb Raider

149 fps

110 fps

143 fps

Red Dead Redemption 2

74 fps

65 fps

85 fps

Forza Horizon 4

190 fps

179 fps

167 fps

DOOM Eternal

250 fps

196 fps

248 fps

Результаты RX 6800 XT в играх выглядят схожими с синтетическими сценариями. В импровизированном рейтинге чистой производительности флагман AMD расположился примерно посередине между двумя моделями NVIDIA. Но при включении честного рейтрейсинга конкуренты практически всегда лидировали с большим отрывом — сказывалось наличие ИИ-ядер, оптимизированных для этого сценария. К тому же у «зелёных» образовалась фора в целое поколение: компания учла недочёты первой ревизии семейства RTX и основательно доработала технологию.

Ещё один важный нюанс: актуальные игры с поддержкой DXR изначально разрабатывались именно для продукции NVIDIA, ведь конкурентов в этой области не было. К выпуску новой серии видеокарт AMD этот момент наверняка будет учтён. Опробовать блокбастеры с трассировкой лучей владельцы «радеонов» могут уже сейчас, причём без танцев с бубном. А недостаток fps может отчасти компенсировать включение FidelityFX Super Resolution (если, конечно, игра поддерживает эту технологию).

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT

Итоги

Radeon RX 6800 XT — достойный вариант для флагманской геймерской сборки. Особенно киберспортивной: в этой дисциплине трассировка лучей роли не играет, зато крайне важна кадровая частота. Впрочем, зарубиться в Metro Exodus или пройти кампанию в Battlefield V, нажав заветную кнопку RTX On, тоже ничто не помешает. Правда, придётся мириться с консольным фреймрейтом.

Единственный объективный недостаток видеокарты — розничная цена. Найти XT-модель за рекомендованные производителем 59 990 рублей нереально: в среднем ретейлеры просят за новинку в 2,5 раза больше.

Узнать цены на Radeon RX 6800XT

Поделиться ссылкой: